Галина Супагалиева
Конспект НОД Буква Р, обозначающая согласные звуки [Р], [Р’]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с буквой Р, звуками[ р], [р].
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с новой буквой и её классификацией;
2. Закрепить умение составлять звуковые схемы к словам;
3. Учить узнавать графический образ буквы.
3. Упражнять в умении читать слоги с буквой Р.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение называть слова на заданный звук;
2. Развивать умственные способности, познавательную активность, любознательность;
Публикация «Конспект НОД Буква Р, обозначающая согласные звуки [Р], [Р’]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
3. Развивать логическое мышление, внимание, зрительную память;
4. Развивать мелкую моторику рук;
5. Развивать коммуникативные способности.
Воспитательные задачи:
1. Формировать интерес к образовательной деятельности и желание
учиться в школе;
2. Прививать интерес к грамоте;
3. Воспитывать умение оценивать свою работу;
4. Воспитывать навыки самостоятельной деятельности.
Интеграция ОО: Чтение художественной литературы, музыка, познание (ФЦКМ, Познание (ФЭМП, художественное творчество, здоровье, социализация.
Форма проведения: занятие – ознакомление с новым материалом.
Тип: интегрированное занятие
Вид: Коммуникация (Обучение грамоте)
Группа: подготовительная
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Методы и приё мы:
- игровые (дидактические игры и упражнения);
- словесные (загадки, вопросы, задания);
- наглядные;
- практические;
- творческие.
Ход занятия
I. Организационный момент
Психологический настрой.
(Дети входят в зал, здороваются с гостями)
Воспитатель:
- Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу)
- Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе.
- Ребята, я думаю, что вы не будете сильно волноваться, отвлекаться из-за того, что у нас сегодня много гостей. Мы рады гостям. Давайте им улыбнёмся и покажем, что мы знаем и умеем? Вы умеете думать, рассуждать, быть внимательными, многое знаете и поэтому со всеми заданиями вы справитесь.
- Какое правило, мы соблюдаем на занятиях?
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
А теперь садитесь на стульчики тихо- тихо. Спину выпрямить, ноги поставим вместе, руки положим удобно, а я пройду и посмотрю все ли ребята сели правильно.
- Молодцы!
II. Повторение изученного.
А теперь повторим фонематическую гимнастику.
Эй, ребята не зевайте, а за мною повторяйте. (Слайд 2)
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со - у Вовы колесо.
Су-су-су - было холодно в лесу.
II Основная часть
1. Выделение звуков [ р], [р].
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
- Тогда послушайте внимательно и отгадайте мои загадки. В отгадках есть звуки, о которых мы будем говорить сегодня. (Слайд 3)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
-Воробей- зимующая или перелётная птица?
- Зимой воробей часто питается тем, что ему предлагает человек. А чем он питается весной, летом, осенью? (Весной, летом и осенью воробей съедает большое количество насекомых - вредителей растений, принося тем самым большую пользу людям)
-Послушайте следующую загадку. (Слайд 4)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его… (скворец)
-Как называется домик, который человек строит для скворцов? (скворечник)
Для чего он это делает? (чтобы весной, когда скворцы прилетают, они поселились рядом с домом человека.
За жизнью птиц, ребята, интересно наблюдать. Скворцы радуют человека своим пением.
- Ребята, а какой звук вы услышали в слове воррробей? (Звук р). А в слове скворец? (Звук рь).
Характеристика звуков р, рь по артикуляционным и акустическим признакам. Произнесите звук р. Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий. Назовите братца звука р. (Это мягкий звук рь).
2. Игра «Поймай звук». (Слайд 5)
- А теперь приготовьте руки и ноги. Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук р, хлопните в ладошки, а если услышите звук рь – топните ногой : рак, репка, руки, реки, радуга, рот, рис, дорога, снегири, Марина, корова, забор, фонарь, букварь, топор.
3. Звуковой анализ слов. (Слайд 6)
-А теперь посмотрите ребята Рома и Рита пришли покормить птиц. На слайде МАЛЬЧИК и ДЕВОЧКА
Задание: давайте выполним схему звукового анализа имён Рома и Рита. 1 ребёнок у доски, остальные за партами. Второе слово самост-но. Взаимопроверка.
Звуковой анализ слова «Рома».
Алина у доски, остальные за партами.
-Произнесите слово.
- Какой звук первый? Выдели Алина. Р
- это гласный или согласный?
- Докажите.
- Каким цветом обозначается на схеме? (синим) Обозначай.
- Выделите второй звук. Это гласный или согласный? Докажите. О
- Каким цветом обозначается на схеме? (красным)
- Выделите третий звук. Расскажите об этом звуке (согласный, твёрдый, обозначается синим цветом). М
- Выдели последний звук. А Дай ему характеристику. (гласн, красным цветом)
- Садись Алина.
- Атеперь, ребята, скажите мне, сколько всего звуков в этом слове? (4)
Назовите гласные звуки.
- Назовите согласные звуки.
- Молодцы! А слово РИТА самостоятельно разберите за партами.
(Воспитатель ходит по рядам проверяет, помогает)
- А теперь проверьте друг у друга.
Физминутка (про Машу) (Слайды 7-17)
- Вот ребята, к нам в гости приходила даже Маша из любимого всеми вами мультфильма.
4. Знакомство с буквой Р
-Ребята, вы знаете, что звук-это то, что мы произносим. А ведь каждый звук обозначается определённой буквой. Посмотрите, звук Р обозначается буквой Р. это буква Р (изображение буквы) (Слайд 18)
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем.
Букву Р писать несложно.
Снова к палке осторожно
Подрисуем мы кружок,
И получится флажок.
- Давайте произнесём слова на букву Р. (Слайд 19)
Буква Р
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить,
И друг другу Р представить.
- Давайте изобразим Букву Р
А что же может о себе рассказать буква “ Р” о себе? (обозначает согласный звук, звонкий, бывает твердый и мягкой)
Печатание буквы
Обведите букву Р в воздухе.
- Напишите букву Р на спинке друг у друга. (поочереди)
- Напишите букву Р пальцем на ладошке.
Развитие мелкой моторики.
- А теперь приготовьте пальчики. Упр. «Мы делили апельсин»
Давайте выложим букву Р из макарон. Перед вами лежат макароны, приступаем к заданию. (под музыку)
III. Закрепление изученного материала.
Отгадайте загадку. (Слайд 20)
- На полянке, у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки
Белоснежные ….Правильно, ромашки.
- Ребята, подул ветер и сорвал все лепестки у ромашки.
- Давайте соберём ромашку. (Па паласе рассыпалась ромашка) У воспитателя серединка ромашки Р, а дети собирают лепестки с гл. буквами и соединяют, читают слоги.
- Молодцы, справились с заданием! Садитесь за свои парты.
- Ребята, прежде чем выполнять следующие задания, давайте сделаем гимнастику для глаз. (Слайд 21)
А теперь посмотрите на доску и послушайте задание
Сосчитай предметы.
(Слайд 22) (Слайд 23)
Найди слова на букву Р.
(Слайд 24)
Определи лишнюю картинку и объясни, почему она лишняя
Слайды (25,26,27)
А следующее упражнение называется «Подбери слово-предмет» (Слайд 28)
Я буду описывать предмет, а вы должны его выбрать и назвать.
- А давайте выполним зарядку.
(Слайд 29)
-шёпотом
- одними губами
- громко
- пропеть
- хором
IV.Итог
- Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
С какими буквами и звуками сегодня познакомились?
- С буквами Р,р и звуками (Р, (Р\). (Слайд 30)
- Посмотрите ещё раз на букву Р.
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание показалось трудным?
Молодцы, хорошо сегодня поработали. (Слайд 31)
- Вы показали свои умения, знания. Молодцы!
«Как хорошо быть грамотным на свете,
Всё знать и много изучать.
Ведь грамота - ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать».
Я надеюсь, что занятие вам понравилось. Спасибо вам ребята за активное участие и хорошую дисциплину на занятии.
А хотите узнать, какую отметку вы получили бы, если бы учились в настоящей школе? (подарить всем звёздочки) Эти маленькие звездочки я дарю вам за память за плодотворную работу. И ещё подарок раскраска –найти букву Р и раскрасить
Занятие окончено.