Лариса Гусинская
Конспект НОД на открытом занятии по речевому развитию «Составление описательного рассказа об игрушках» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на открытом занятие в средней группе по речевому развитию «Составление описательного рассказа об игрушках» (с использованием схемы)
Цель: формирование умения детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков;
Публикация «Конспект НОД на открытом занятии по речевому развитию „Составление описательного рассказа об игрушках“ в средней группе» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- в описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение;
- употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны;
- закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади) продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.
Развивающие :
- развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память;
- развивать выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга;
- воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Физическое развитие.
Использованные технологии:
Здоровьесберегающие, игровая, мнемотехника.
Методические приемы: загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физкультминутки, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.
Словарная работа:
- обогащение: мягкая игрушка, плюшевая;
- активизация - слова - определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, меховая; слова - действия: скликала, грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.
Материал: сундучок, игрушки для описания : машина, зайка, мяч, кукла, пирамидка, загадки об игрушках, стихотворение «Мои игрушки».
Предварительная работа:
- рассматривание игрушек, заучивание стихотворения, отгадывание загадок, словесные игры.
Ход:
Дети сидят полукругом напротив воспитателя.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Зои Петровой «Мои игрушки»
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а у вас есть любимые игрушки? Ответы детей).
- А к нам сегодня пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (Заяц)
Воспитатель: Правильно, дети, это зайчик. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не испугался.
Дети зовут зайчика, произнося слово «зайка» тихо (шепотом).
Воспитатель: Не слышит он нас. Давайте позовем зайку чуть громче.
Дети зовут зайчика, произнося слово «зайка» громче.
Воспитатель: Все равно не слышит он нас. Давайте позовем зайку громко.
Дети зовут зайчика, произнося слово «зайка» громко.
Воспитатель: Что-то он никак не идет, давайте ребята немножко отдохнем.
Физкультминутка «Зайка»
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Появляется зайчик.
Воспитатель: (Достает сундучок из-за стола)
- Ребята, Зайка говорит, что с ним пришли гости, но они почему-то спрятались. Давайте у Зайки спросим: «Зайка, а почему гости спрятались?».
Воспитатель: Ребята, Зайка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.
Бежит, иногда гудит.
В два глаза зорко глядит.
Только красный свет настанет –
Он в момент на месте встанет. (Машина)
Он бывает баскетбольным,
Волейбольным и футбольным.
Скачет, прыгает, летает
И усталости не знает. (Мяч)
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно (Кукла)
Любит наряжаться свечка
В разноцветные колечки.
Надевай скорее, ну же:
Снизу - шире, сверху - уже. (Пирамидка)
Воспитатель: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Зайкой? (машина, мяч, кукла, пирамидка). Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).
Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Зайка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтоб вы ему объяснили, как с ними играть. Поможем Зайке? (Да).
Воспитатель: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема.
Но прежде чем начать давайте сделаем зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика «Веселый мяч».
Мой веселый, звонкий мяч, Посмотреть влево - вправо, вниз - вверх
Ты куда помчался вскачь? Круговые движения глазами: налево – вверх – направо - вниз
Красный, синий, голубой, вправо – влево - вниз
Не угнаться за тобой. Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, повторить 2 раза.
Воспитатель: А, теперь, ребята, давайте посмотрим на схему.
По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).
По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные).
По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).
У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у машинки - кабина, кузов, колеса.
Игрушки делают из различных материалов. (Показывает на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые).
- Из железа? (Железные).
- Из дерева? (Деревянные).
- Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.
Воспитатель: Ребята, а как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).
Воспитатель: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку : цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.
Воспитатель: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.
Рассказ воспитателя. (Воспитатель рассказывает, пользуясь схемой).
Пример: Это игрушка. Мяч. Он красный, круглый. Мячик резиновый, его бросают, отбивают, пинают, перекидывают через сетку.
Воспитатель: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Зайку пригласим с нами поиграть.
Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч, зайка).
- Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка).
- Кто находится между зайкой и куклой? Мяч).
- Кто сидит слева от мячика? (Кукла).
- А, теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами).
- Что находится сзади куклы? (Машина).
- Что находится между мячом и зайкой? (Пирамидка).
Воспитатель: Зайке так понравилось с нами играть. Но мы должны познакомить Зайку с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы).
Воспитатель: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Зайка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.
Воспитатель: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место).
Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали вашими друзьями? А как нужно дружить с друзьями? (не ссориться, делиться игрушками, вместе играть).
Воспитатель: А, как вы думаете, как нужно обращать с игрушками? (не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно).
Воспитатель: Ребята, а давайте напомним Зайке из чего сделаны игрушки.
Игра малой подвижности с мячом: (Воспитатель бросает по очереди детям мяч и спрашивает из какого материала сделаны игрушки).
Воспитатель: Молодцы. Ребята, Зайка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками и теперь всегда будет убирать игрушки на место.