Елена Калинкина
Конспект НОД «Мы в родном краю по-русски пишем, думаем, поём»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Мы в родном краю по-русски пишем, думаем, поем.»
Программное содержание:
Воспитательные задачи
• воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, желание изучать правила лексики, грамматики, других разделов русского языка;
• воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов;
• формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон;
• воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма;
• воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Публикация «Конспект НОД „Мы в родном краю по-русски пишем, думаем, поём“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Развивающие задачи
• развивать навыки связного высказывания, умение анализировать и обобщать;
• развитие произвольного внимания, умение логически мыслить;
• развитие творческого мышления;
• развивать ловкость, координацию движений с использованием здоровье сберегающих технологий (пластический этюд)
Обучающие задачи
• учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
• совершенствовать грамматический строй речи; упражнять детей в подборе рифм к словам, с использованием технологии ТРИЗ.
Предшествующая работа:
- разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;
- чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе;
- рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края;
- прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;
Оборудование: Репродукции картин для украшения группы, плакаты с деформированными пословицами, карточки со словами (приходит, голод, кулик, кашу, сени, моря, предметные картинки (каша, масло, яблоко, яблоня, перо, топор, карточки со словами (вкусный, сладкий, клубничный, красивая, хитрая, пушистая, цветные, яркие, красивые, интересная, волшебная, вязаный, красный, тёплый, предметные картинки (торт, лиса, карандаши, книгу, шарф); предметные карточки для игры «Складные картинки».
Ход непосредственно - образовательной деятельности
I. Организационный момент.
Воспитатель: На земле много разных стран. И в каждой стране свой герб, флаг и гимн и свой родной язык. В Англии говорят на английском, а во Франции на французском, как вы думаете, на каком языке говорят в Японии, а в Китае?
А в какой стране мы живём? В России, и для нас родной язык, русский.
II. Основная часть.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Мы живем в стране российской,
Признаем язык индийский,
Итальянский, датский, шведский
И японский признаем,
И английский, и французский.
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим
На родном нам языке
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о богатстве и красоте русского языка.
С самого раннего детства и до старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Малыш еще как следует не научился говорить, а слышит уже колыбельные песни которые поёт ему мама, слушает бабушкины сказки. В детстве мы с упоением, с удовольствием, слушаем русские народные сказки, песни, былины, знакомимся с произведениями замечательных мастеров русского слова - А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.
Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей –для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Красоту природы тоже можно передать русским языком. Давайте вспомним стихи великого русских поэтов Александра Сергеевича Пушкина, Есенина Сергея Александровича, Тютчева Федора Ивановича, Фета Афанасия Афанасьевича.
1) Дети читают ранее выученные стихи.
2)Физ. мин. (пластический этюд)
Воспитатель: Очень красиво авторы описывали природу! Природа в их стихах оживает перед нами во всей своей пленительной красоте.
Теперь попробуйте, танцем выразить красоту описанную словами, а поможет вам в это музыка (Альбом Чайковского «Времена года»)
Воспитатель: Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен. Иногда в русском языке одна буква меняет смысл слова, например, мел – мель, почка – дочка – кочка – ночка, или всего предложения. Так случилось с поговорками: они стали просто смешными. Давайте попробуем их исправить. Дети читают деформированные поговорки и исправляют их меняя букву.
3) Игра «Скажи поговорку правильно»
- Аппетит прОходит во время еды (приходит).
- ГоРод не тетка (голод).
- Готовь сЕни летом, а телегу зимой (сани).
- Всяк Жулик свое болото хвалит (кулик).
- Ждать у Горя погоды (моря).
- Машу маслом не испортишь (кашу).
- Лес рубят – Кепки летят (щепки).
Воспитатель: В пословицах и поговорках особенно четко видна прелесть и точность русской речи, которая создается двумя, тремя словами.
4) Воспитатель: А теперь узнайте пословицу по двум предметам. (на доске прикреплены картинки)
1. Каша, масло. (Кашу маслом не испортишь.)
2. Яблоко, яблоня. (Яблоко от яблони недалеко падает.)
3. Перо, топор. (Что написано пером, то не вырубишь топором.)
5) Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Складные картинки» соедините картинки парами так чтобы названия этих картинок рифмовались.
Воспитатель: Одним из лучших украшений речи являются особые выражения, их называют «крылатые» выражения, они по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Как вы понимаете выражение: Повесить голову - (загрустить).
6) Воспитатель: Замените «крылатые выражения» близкими по значению глаголами».
Дать по шапке - (прогнать).
Гладить по головке - (баловать).
Зарубить на носу - (запомнить).
Бить баклуши - (бездельничать).
7) Воспитатель: А теперь закончите стихотворение «крылатым» выражением.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь,
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь)
Что купить: конфеты, книжки.
Вот сидят на полках мишки.
Вот мышонок, вот коза –… (Разбегаются глаза)
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же… (Нас не разольёшь водой)
8) Воспитатель: Теперь возьмите карточки со словами, прочитайте их к какому предмету подходит ваше слово. Дети читают слова и прикрепляют их рядом с предметом к которому они подходят.
Вкусный, сладкий, клубничный … (торт)
Красивая, хитрая, пушистая … (лиса)
Цветные, яркие, красивые … (карандаши)
Интересная, волшебная, … (книгу)
Вязаный, красный, тёплый … (шарф)
9) Воспитатель: А теперь отгадайте загадки. А поможет вам в этом знание пословиц
- То, без чего не вынешь рыбку из пруда. (Труд).
- У жадины его невозможно выпросить даже зимой. (Снег).
- Его всякое дело боится. (Мастер).
- Если оно вылетит - его уже не поймаешь. (Слово).
III. Итог.
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что все эти задачи и рассказы не только увлекли вас, но и показали, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться.
Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами. Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории