Киселева Наталья Викторовна
«Пройдись по Башмаковскому краю!» Конспект занятия в рамках проекта «Дошкольникам о родном крае»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Колокольчик» р. п. Башмаково
Конспект занятия по проекту «Дошкольникам о родном крае»
на тему
«Пройдись по Башмаковскому краю!»
Подготовила: Киселева Н. В.
Р. п. Башмаково 2016 г.
Задачи:
Публикация «„Пройдись по Башмаковскому краю!“ Конспект занятия в рамках проекта „Дошкольникам о родном крае“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно- творческих способностей в процессе использования архитектуры в посёлке Башмаково.
• Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
• Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на красоту окружающего мира, произведения искусства, архитектурные сооружения.
• Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи -диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, развитие интонационной выразительности речи; умения четко произносить звуки и фразы.
• Обогащение знаний детей об элементах народной архитектуры, танцев Пензенской области (русский, мордовский, татарский, чувашский, а также с элементами национального костюма
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран, компьютер
- видеопрезентация
- аудио аппаратура.
- эскизы народных костюмов Пензенской губернии, образцы ремесленных изделий
- косынки
- ширма и декорации
- фрагменты декораций для ширмы
- макеты архитектурных сооружений
- мягкие модули разной геометрической формы
КЛИП про Родину
Выход воспитателя - заставка, логотип Башмакова
- Здравствуйте, дорогие гости!
Мы живем в 21 веке, но у нас есть наша история, память о прошлом. Наша сегодняшняя встреча посвящается нашему родному краю, - нашему поселку Башмаково и Пензенской области.
Неисчерпаема и богата история Башмакова, страницы ее летописи привлекают созвездием хорошо известных, хрестоматийных имен и калейдоскопом исторических событий, вселяющих чувство гордости за свою малую родину.
А поговорим мы с вами о том, как выглядел наш поселок раньше, какие есть сейчас интересные места в Башмакове, о национальностях проживающих на территории поселка, национальных костюмах и элементах танцев.
О поселке чудесном хотим вам рассказать
О том, где вы живете неплохо бы узнать
Как рос он, развивался, каким красивым стал,
Народов много разных в себе объединял.
С момента основания прошло немало лет,
И вот уже Башмакову 140 лет.
А расказывать я буду не одна - а со своим дружком Антошкой.
Антошка: - А о чем же будем рассказывать?
Воспитатель:О нашем родном поселке!
Антошка: Это мы запросто!
(фото поселка)
Посёлок основан в апреле 1875 года как станционный поселок на Моршанско-Сызранской железной дороге между двумя селами — Колесовка (с севера) и Михайловка (с юга). Назван в честь братьев Александра и Сергея Дмитриевичей Башмаковых, инженеров строительства Моршанской железной дороги.
Поселок имеет компактное расположение. Железная дорога проходит по центру поселка На севере сохранились ряд улиц и строений от села Колесовки, и на юге — от Михайловки. Главная улица ведет к вокзалу.
Воспитатель: Давайте посмотрим несколько фотографий каким поселок был ранее (просмотр слайдов)
У нашего поселка есть свой герб и флаг.
На гербе Башмакова на красном фоне изображен желтый лев держащий стрелу и идущий по железной дороге.
Флаг разработан на основе герба рабочего поселка.
Антошка:
В Башмакове есть памятники архитектуры
•Церковь во имя Михаила Архангела
• комплекс железнодорожных зданий (вокзал, элеватор, водонапорная башня)
• Памятник воинской доблести земляков в годы Великой Отечественной войны.
• 3 археологических памятника — курганные могильники в окрестностях поселка
Воспитатель: В пределах области, несмотря на её небольшую
территорию, проживают представители разных народов. Большую часть
населения составляют русские. Значительные группы-татары,
мордва, чуваши.
Воспитатель: (Фото костюма)
Русский народ отличается богатой культурой, множественными
обычаями и красочным фольклором. Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность.
Антошка:Русский национальный костюм. Издавна основой основ любого русского костюма является длинная рубаха с широкими рукавами. Понева - это юбка, состоящая из трех полотнищ, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины. Помимо понев крестьянки носили сарафаны и юбки. Поверх рубахи, поневы или сарафана надевали передник, который получил название «завеска», «занавеска», «запон, Для украшения тканей использовались узорная вышивка. Наиболее распространенные элементы узоров: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики,птицы, кони, олени.
Воспитатель: А что на голове у этой девушки? (ответ детей _ косынка)
Красный платок или косынка. У меня для вас есть сюрприз - есть такие же косынки - давайте их повяжем так же как на картинке! (раздаются косынки, дети завязывают косынку под подбородком)
А теперь давайте выполним элементы русского народного танца, повторяйте все движения за мной.
(играет музыка идет показ движений - и одновременный повтор движений детьми)
Антошка: : Что это был за танец? (ответ детей – русский танец)
Воспитатель: (фото татарского костюма)
О татарах говорили как о чистоплотном, трудолюбивом, народе,
готовым всегда прийти на выручку
А теперь внимание на татарский костюм.
Антоша: Женский костюм состоит из длинной рубахи с длинными рукавами. Низ рубахи и рукава украшались воланами, поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, а низ камзола был украшен золотой тесьмой или мехом. Женщины носили однотонные штаны. Женщины носили украшения, которые были везде: на груди, на руках, на ушах. Мусульманские женщины предпочитали носить передники. Их они надевали сверху рубахи. Часто передники богато украшались вышивкой.
Главным элементом национального костюма являлся головной убор - калфак. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.
И здесь на голове тоже есть платок - давайте попробуем нашу косынку завязать так же (завязывают сзади поверх косынки)
И уже заиграла татарская народная музыка и зовет нас в танец!
(играет музыка идет показ движений - и одновременный повтор движений детьми)
Воспитатель: (фото мордовского кастюма)
Мордовский народ отличался миролюбием, добротой, гостеприимством, упорством в достижении цели, почитанием старших, крепостью семейных связей. Народ делится на две основные языковые группы:мордва-мокша и мордва-эрзя,они имеют различие в языке и костюмах.
Давайте посмотрим дальше! - а это что за костюм? (показ)
Антошка: Да, это мордовский народный костюм. Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха панар без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным шерстяным поясом с кисточками на концах.. Поверх рубахи эрзянки надевали нагрудные и поясные украшения. Поверх нижней рубахи мокшанки надевали нечетное количество рубах. Каждая из них была короче другой и открывала вышивку на нижней рубахе. У мокши рубаха дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами. головные уборы у женщин называвшиеся панга— представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец и платков.
Воспитатель: И здесь красный платок! Давайте и наши косынки по-другому завяжем (завязывается сзади под косынкой)
Нас ждет мордовский народный танец. Повторяйте все за мной!
(играет музыка идет показ движений - и одновременный повтор движений детьми)
Воспитатель: основными чертами чувашей являются: развитое чувство патриотизма, доверие к своим сородичам, признание равенства всех перед законом, чтение традиций, не конфликтность и миролюбие.
Антошка: В основе чувашского женского костюма лежит рубаха – и штаны с широким шагом. Рубаха богата украшалась вышивкой. На рубаху надевали фартук – запон. Женщины украшали себя подвесками из монет и металлическими бляхами. Головные уборы чувашских женщин можно обьединить в следующие группы: платки, полотенца, покрывала, шлемообразные шапки и конусообразные головные уборы. Чувашские женщины носили разного рода платки.
Воспитатель:Что за головной убор?
И здесь есть платок! Завяжем платок по-другому (завязывают косынку со складкой по лбу и вокруг шеи)
И теперь танцуем чувашский народный танец!
(играет музыка идет показ движений - и одновременный повтор движений детьми)
Антошка- у нашего поселка есть новые постройки?
Воспитатель: Да конечно, давайте попробуем отгадать, о каком здании нашего поселка идет речь?
Ребенок:
Он заполняется водой
В него прыгают гурьбой
Чтоб в нем плавать и купаться
И весело весь день плескаться. (Бассейн)
Ребенок:
В поселке Башмаково, 17 июля 2009 г. открылся бассейн «Чайка». На первом этаже здания расположены бытовые помещения, зал бассейна на четыре дорожки., кабинет врача, лаборатория, раздевалки, душевые и буфет. На втором – массажный кабинет, радиоузел, зал для подготовительных занятий с раздевалками, душевыми и санузлами, трибуны на 82 места.
Ребенок:
Будешь часто там бывать,
Край любимый будешь знать.
Ждет всегда своих друзей,
Краеведческий музей!
Ребенок:
Музей был открыт 26 июля 2003 г к 75-летию Башмаковского района. Расположен музей по улице 50 лет ВЛКСМ. Музей посвященный истории и природным особенностям края. Кроме того, музей уделяет большое внимание героическому прошлому нашей страны в период Великой Отечественной войны. В его выставки вошла коллекция фотографий, открыток и рисунков военных лет,предметов быта и различные выставки умельцев Башмакова.
Ребенок:
Есть у нас в районе ФОК
Посещай его дружок
Он для сильных и для ловких,
В нем проходят тренеровки.
Только он не «ГАЗОВИК»
Называется «РОДНИК»
Ребенок: Фок был открыт 17 апреля 2005 г. Внутри расположен игровой зал предназначенный для игр в волейбол, баскетбол, легкой атлетике, внизу расположены раздевалки женские,мужские,душевые,санузлы. Имеются трибуны на 160 мест. Занятия проходят для детей и взрослых.
Ребенок:
Стадион к себе зовёт
Рядом в трубах газ идёт
Отгадайте в один миг
Стадион наш «ГАЗОВИК»
Ребенок:
Открытие спортивного стадиона «Газовик» состоялось 24 сентября 2008 г. Стадион имеет две беговые дорожки по кругу, две ямы для прыжков в длину, площадка для игр в большой теннис. Имеется две трибуны. электронное табло, громкоговорители.
Ребенок:
Здесь с жених с невестою гуляют
Все их гости поздравляют
И желают счастья им
Влюблённым молодым.
(Аллея молодожен).
Ребенок:
12 июня 2014г, в День России, в центре Башмакова была открыта Аллея молодоженов. Она включает в себя красивые кованые элементы, камень любви и верности, садовые фонари, скамейки, беседку.
Ребенок:
Этот дом - не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола. (Храм)
Ребенок: Храм ПокрОва Пресвятой Богородицы, деревянный, однопрестольный. Построен в 1901г. и освящен 27 мая того же года.
Ребенок: Кто отличился больше всех
В их жизни есть всегда успех
Здесь гордо должен восседать
Достойно её украшать (Доска почёта)
Воспитатель:В День России,12 июня или в канун празднования Дня России традиционно каждый год в Башмаково открывается Доска Почета. Занесение на Доску Почета является общественным признанием за особые достижения в сельском хозяйстве, образовании, медицине, культуре, искусстве, физической культуре и спорте и за активное участие в общественной жизни района.
Ребенок:
Наш детский садик знаменитый.
Мы в этом садике живём
Как его мы назовём
(КОЛОКОЛЬЧИК)
Антошка: Я вам расскажу про наш садик!
Детский сад «Колокольчик» открыт с 1971 года. Микрорайон газопровода, в котором расположен детский сад, находится на окраине п. г. т. Башмаково, где проживает достаточно большое количество жителей. В детском саду открыты 4 группы в настоящее время детский сад посещают 104 ребенка.
Антошка: А много ли детей в нашем поселке? И любят ли они свой поселок?
Воспитатель: А тебе это зачем?
Антошка: А есть ли у нашего поселка будущее?
Воспитатель: Конечно есть! Вот они – и это только небольшая часть – и здесь будущие поэты, историки, строители, учителя, бизнесмены, которые будут продолжать развивать наш поселок и прославлять его по всей России!
Антошка: Хотелось бы посмотреть их в деле.
Воспитатель :Дети воссоздайте наш микрорайон газпровода на территории которого находится наш детский сад с помощью моделей которые вы предварительно изготовили с родителями.
Воспитатель: :Вот как точно воссоздали наш микрорайон сейчас вы побывали в роли настоящих архитекторов. Молодцы. Антоша похож?
Воспитатель :И сейчас я всем гостям хочу предложить признаться в любви к нашему поселку
Антоша:Это как?
Воспитатель: Настоящей кричалкой про любовь к поселку!
Всему свету говорю –Башмаково я тебя люблю!
Без стыда признаюсь я - Башмаково –Родина моя!
Не столица, ну и пусть! Башмаково – я тобой горжусь!
Люди улыбайтесь шире - Башмаково - лучший поселок в мире!
Мир прекрасен,так и знай! Башмаково – самый лучший край!
Сердце навсегда с тобой, Башмаково - поселок мой родной!
Воспитатель: А сейчас мы все вместе споем песню про наше родное Башмаково
Песня «Родное Башмаково!»
Финальные слова
Воспитатель:
Городов в России множество красивых,
И у каждого, друзья, есть история своя,
Есть известные места, есть герои –как всегда.
И не важно стар иль молод
Стыдно не любить свой город
Ведь и сердцем и душой
Башмаково – мы всегда с тобой!