Сидоренко Наталья
Конспект НОД музыкального занятия «Друзья всегда придут на помощь» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД музыкального занятия "Друзья всегда придут на помощь"
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) с ОНР
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Безопасность».
Публикация «Конспект НОД музыкального занятия „Друзья всегда придут на помощь“ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Развивать чувство ритма у детей с ОНР посредством всех видов музыкальной деятельности.
Задачи:
1 Учить чувствовать характер музыкального произведения, высказывать свои впечатления о нём, отмечать средства музыкальной выразительности.
2 Формировать певческие навыки: чистоту интонирования, выразительность исполнения, умение петь легко, без напряжения, брать дыхание в начале музыкальных фраз.
3 Развивать навыки ритмичного выполнения движений, умение самостоятельно менять их согласно двухчастной форме музыкальной пьесы.
4 Совершенствовать плавные движения кистей рук.
5 Закреплять танцевальные виды движений, умение выполнять их в паре.
6 Развивать музыкально-ритмическое чувство, координацию пения и движений.
7 Воспитывать внимание, умение соотносить свои действия с действием других детей.
8 Воспитывать любовь к природе, желание помочь оказавшемуся в беде, пополнять словарный запас.
Оборудование и материал: осенние листья, дидактический материал по развитию чувства ритма, иллюстрации, колпачок Гнома, письмо, портрет П. И. Чайковского.
Ход НОД:
Дети под музыку вбегают в музыкальный зал, останавливаются в центре, образуя круг.
Педагог: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас. Сегодня я получила письмо от лесного Гнома. Вот что он пишет… (Используется игровой приём «Письмо от Гнома»).
«Дорогие дети из группы «Веснушка»! Я потерял свой волшебный колпачок где-то в лесу и очень-очень расстроился. Сорока мне подсказала, что вы очень дружные, внимательные к чужой беде и всегда готовы прийти на помощь. Отыщите, пожалуйста, мой колпачок. Но найти его смогут только трудолюбивые, старательные, внимательные дети, которые смогут выполнить много разных музыкальных заданий. Помогите мне, пожалуйста. С уважением, Гном».
Педагог: Ребята, поможем Гному найти колпачок? Будете стараться справиться с музыкальными заданиями?
(Дети отвечают согласием.)
Педагог: «Итак, отправляемся в осенний лес. В это время там очень красиво. А в пути вас ждёт много нового, интересного. Только нужно очень стараться выполнять музыкальные задания. Согласны? Ну, тогда в путь!»
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
«Марш и бег». Музыка А. Энглера
(В зависимости от смены характера музыки, дети самостоятельно, без подсказки педагога, меняют движения, чередуя марш и бег на носочках.)
2
Педагог: «Ребята, посмотрите, какие красивые листики! Какого они цвета? Давайте возьмём их и потанцуем с ними. Но выполнять движения нужно очень плавно, чтобы не повредить листочки». (Воспитатель раздаёт листья, выполняет движения вместе с детьми, отмечает детей, хорошо выполняющих упражнение.)
Упражнение для мягких движений кистей рук. «Вальс». Музыка А. Антонова
(Показ воспитателя, детей, хорошо освоивших движение). Детям предлагается присесть на «полянке»).
Педагог: «Ребята, посмотрите сколько грибочков: и маленькие, и большие.
Да это же не простые грибочки, а музыкальные! Видите, они сложили свою песенку. Послушайте, как стучит ваше сердечко. Слышите? У музыки тоже есть сердечко – это ритм. Давайте же послушаем, как стучит сердечко в песенках грибочков».
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, МУЗИЦИРОВАНИЕ
Работа с ритмическими карточками по программе «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой)
Педагог выкладывает на доске ритмический рисунок из «грибов» разной величины, предлагает детям проговорить его, затем отхлопать, меняет ритмическую формулу, предлагая выполнить новое задание.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Педагог: «Молодцы, ребята, отлично отвечали, танцевали, много ходили и, наверное, устали, пора немного отдохнуть и послушать замечательную музыку. Написал её (предлагает детям назвать фамилию композитора) П. И. Чайковский. (Показывает портрет П. Чайковского.) Ой, я «забыла», как называется профессия человек, который сочиняет музыку? Напомните, пожалуйста.» (Дети отвечают «композитор».)
Педагог знакомит с музыкальной пьесой П. И. Чайковского «Баба Яга» без объявления её названия, спрашивает у детей : какой характер у этой музыки, про что, как им кажется, музыка рассказывает? (Педагог дополняет ответы детей, знакомит с прилагательными: стремительная, встревоженная, беспокойная, сердитая, недовольная, злая.)
Педагог: «Ребята, вы правильно определили характер музыки. Героиню этой музыкальной пьесы вы все знаете, часто встречаете её в сказках, на утренниках, в мультфильмах. Она бывает и доброй, и злой. Угадайте загадку, кто это?»
Живёт вредная старушка
В старой, с ножками, избушке.
У неё метла большая,
В ступе с ней она летает
Костяная есть нога,
А зовут её… (Яга)
(Педагог обращает внимание на средства выразительности, характер пьесы, побуждая детей к ответам.)
РАСПЕВАНИЕ, ПЕНИЕ
Педагог: «Вы знаете, чтобы не заблудиться в лесу, нужно обязательно перекликаться друг с другом. Вот сейчас мы и поучимся это делать. Хотите? Только,
3
сначала, вспомните, как вы должны сидеть, когда поёте (спина – прямая, плечи – опущены, руки лежат на коленях). Голосок ваш сразу станет звонче и петь будет легче. Я вас буду звать, а вы – откликаться под музыку протяжно, пропевая каждый звук. Договорились?»
«Дети, где вы?», музыкальная распевка
Педагог обращает внимание детей на чистоту интонирования мелодии, протяжное исполнение. Предлагает детям пропеть фразу «Мы здесь» всем вместе, затем – индивидуально с детьми, недостаточно чисто интонировавшими звуки. Хвалит их.
Педагог: (загадывает загадку)
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень.)
(Дети отвечают)
«Мы сейчас с вами споём песню про осень, а как она называется, вы узнаете по музыкальному вступлению.»
«Осень наступила». Музыка Г. Насауленко
(Дети узнают, правильно называют песню). Педагог обращает внимание детей на то, что нельзя петь очень громко, чтобы не повредить голос. Разучивание 2 куплета проводиться а капелла, затем – под музыку. Припев дети исполняют с музыкальным сопровождением. Педагог обращает внимание детей на то, что сразу после вступления нужно вдохнуть носом воздух, как бы «нюхая цветочек», и сразу начинать петь, подстраиваясь к голосам товарищей, чётко пропевая окончания слов.
Далее педагог предлагает спеть песню по желанию детей
Педагог: «А теперь, детвора, поплясать пришла пора. В круг скорее становись. Дружно за руки берись! И погреемся немножко, и похлопаем в ладошки! Покажите, какие вы дружные, как умеете красиво выполнять танцевальные движения.»
ПЛЯСКА
«Потанцуй со мной, дружок». Английская народная песня
Педагог, предварительно, без музыки, показывает вместе с воспитателем, как надо правильно выполнять танцевальные движения в паре. Затем, предлагает выполнить их детям под музыку. Обращает внимание на умение приглашать партнёра на танец, напоминает, где должны стоять в паре девочки, а где – мальчики, как надо кружиться в паре и двигаться по кругу боковым галопом, ориентируясь в пространстве музыкального зала.
Педагог: «Вы прекрасно справлялись с разными заданиями: пели, танцевали, слушали музыку. Но волшебный колпачок Гнома всё ещё не найден. Я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Будем искать колпачок под музыку, ведь он где-то здесь, в лесу. Только задание такое: нужно внимательно слушать музыку. Она подскажет, где лежит колпачок. Вам нужно ходить стайкой, вместе. Если музыка играет тихо – колпачка в этом месте нет, если играет громко – ищите колпачок, он лежит рядом. Будьте внимательны и слушайте музыку.»
ИГРА
4
«Найди колпачок», муз. «Сударушка» обр. Ю. Слонова.
Педагог: «Молодцы, ребята. Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что понравилось больше всего?» (Дети отвечают, что им понравилось.)
Педагог: Вы все очень старались, трудились и, наконец, нашли волшебный колпачок. Значит, вы все задания выполнили правильно. Я вами горжусь! Мы попросим сороку передать колпачок Гномику. Он будет очень рад. А теперь настала пора возвращаться в детский сад, а свои впечатления от путешествия в лес вы можете нарисовать в группе. До свидания, ребята.»
Литература:
1. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день (программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста). Старшая группа. СПб, Издательство «Композитор», 2005 г., 340 с.
2. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. СПб, Издательство «Композитор», 2005г., 78 с.
3. Радынова. О. П. Слушаем музыку. Москва, «Просвещение», 1990 г., 160 с.
4. Метлов Н. А. «Музыка детям», Москва, «Просвещение», 1985 г., 144с.