МААМ-картинки

Сценарий праздника ко Дню эрзянского языка «Мой край родной — Мордовия моя» для детей старшей и подготовительной группы

Анастасия Герасимова
Сценарий праздника ко Дню эрзянского языка «Мой край родной — Мордовия моя» для детей старшей и подготовительной группы

Пояснительная записка

Цель: познакомить детей с «Днем эрзянского языка»; обогатить духовный мир детей; формировать у детей свое отношение к родному языку и родному краю.

Задачи:

Образовательные:

- дать понятие «родной язык»;

- формировать у детей навыки слушательской культуры.

Развиващие:

- развивать у детей любознательность, интерес к языкам.

Публикация «Сценарий праздника ко Дню эрзянского языка „Мой край родной — Мордовия моя“ для детей старшей и подготовительной группы» размещена в разделах

Воспитательные:

- воспитывать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам;

- воспитывать любовь к родному краю;

- воспитывать дружелюбие.

Условия и особенности реализации:

Место проведения, аудитория, адресность: группа детского сада, для детей старшего и дошкольного возраста.

Музыкальное оформление:

Песни:

1. «В солнечной Мордовии», сл. А. Громыхина, муз. Г. Сураева – Королева.

2. «Эрзянь кель», муз. и сл. С. Люлякиной.

3.«Мордовские матрешки»

Художественное оформление, реквизит, костюмы: на центральном фоне – изображение «мордовской избы», детские рисунки на тему «Мой край», национальный костюм эрзи, матрешки.

Ход праздника:

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Рада видеть вас у нас в гостях. Сегодня у нас необычный день. Ребята, кто мне скажет, в какой республике мы живем?

Дети: Мордовия.

Ведущий: Правильно. Народы какой национальности проживают в нашей республике?

Дети: Мордва, татары, русские.

Ведущий: Молодцы, ребята, правильно. Мы с вами живем в многонациональной республике. Наша республика богатая и красивая. В Мордовии в мире и согласии живут русские, татары, мордва (эрзя и мокша). У каждого из этих народов есть свой родной язык, на котором они разговаривают, пишут, поют, читают.

У мордвы тоже, как и у других народов есть свой родной язык – эрзянский и мокшанский. На этих языках написано много стихов, песен, не только для детей, но и для взрослых. Оба языка очень красивые и мелодичные.

Сегодня в нашей республике отмечается «День эрзянского языка». А почему именно в этот день, спросите вы, да и зачем праздновать этот день?

Праздник отмечается 16 апреля, так как в этот день родился первый эрзянский профессор Анатолий Рябов.

«День эрзянского языка» нужен, чтобы мы знали, любили, передавали из поколения в поколение наш родной язык, чтобы не стеснялись на нем говорить, читать, петь.

Давайте послушаем с вами песню С. М. Люлякиной «Эрзянь кель»

«Эрзянь кель, муз. и сл. С. Люлякиной.

1. Монь чачтымем эрзянь ава,

Эрзянь масторсо касынь,

Эрзякс кортамо баславазь

Весе пингем, весе чим.

Мороюткось.

Эрзянь кель, эрзянь кель,

Ашо килей, чуди лей,

Чольдердиця горнипов,

Гайсэ морыця цеков.

2. Эрьва келесь эсь койсэнзэ

Мазый, эрявикс, питней,

Илядо стувто эйсэнзэ,

Путодо тензэ седей.

Мороткось.

3. Тиринь мастор, вечкень веле,

Седеем кецни тонь кис.

Мон пек вечкса эсень велем,

А стувтса меельце чис!

Ведущий: Понравилась вам песня, ребята?

Серафима Марковна Люлякина – мордовская сказительница, которая любила свой язык. Она написала много стихов, песен, сказок на родном языке. Они до сих пор знакомы и любимы не только детьми, но и взрослыми. А сейчас давайте послушаем, девочки расскажут нам стихи.

1. Эрьзянь келесь, теке сэнь менелесь,

Лисьмапрянь чудиця ведесь.

Цивтердыця зорянь тештесь.

Цецянь цветстэ саезь медесь

2. Язык родной, как небо голубое,

И родниковая, прозрачная вода,

Как утренняя звездочка на небе,

И собранная пчелками еда.

3. Тонадынек минь эсь кельсэ

Васень валлонок евтнемс.

Эйкакш шкане, паро мельсэ

Тетяй ды авай меремс.

4. На эрзянском языке мы научились,

Первые слова произносить.

С радостью и детской теплотою,

Мамочка и папа говорить.

Ведущий: У каждого человека, будь это взрослый или ребенок, есть родной язык и Родина. Это место, где мы родились и живем. Где жили наши предки. Наша родина – Мордовия. Самобытный край, со своими обычаями и традициями. Каждый человек должен знать и чтить традиции своего народа, а также знать свой родной язык, язык своих предков. Все народы, проживающие на территории Мордовии, живут в мире и согласии. У каждого народа - своя культура, язык, обычаи и традиции, которые передаются из поколения к поколению. Многие обычаи и традиции дошли и до нас с вами. Вот и у нас с вами своя самобытная культура, обычаи и традиции. Но это не мешает нам дружить и общаться с людьми других национальностей.

Звучит песня «В солнечной Мордовии», Муз. Г. Сураева – Королева.

1. Мы с Алешкою друзья,

Куда он - туда и я,

И не знает детский сад

Веселей, чем мы, ребят.

Припев:

В солнечной Мордовии весело живем.

В солнечной Мордовии песенку поем.

О родной Мордовии,

Солнечной Мордовии песенку поем.

Песенку поем, песенку о ней поем.

2. Наши мамы дружат тоже.

Дружат братья и отцы,

Ну а если подытожить,

Мы с Алешкой молодцы.

Припев:

Ведущий: Есть в нашей республике знаменитые всему миру спортсмены, художники, музыканты, скульпторы и другие известные люди. Эти люди оставили большой след в истории не только нашей республики, но и страны.

А мы с вами знаем кого-то из знаменитых людей нашей республики?

Дети: С. Д. Эрьзя.

Ведущий: А кто он?

Дети: Известный всеми миру скульптор.

Ведущий: Действительно, С. Д. Эрьзя (Нефедов) известный всему миру скульптор, который жил и творил не только в Мордовии. В нашем с вами городе есть музей имени С. Д. Эрьзи. Кто-то и вас был в нем?

Дети: Да.

Ведущий: Кроме известных людей, богата наша Мордовия мастерами и умельцами. Село Подлесная Тавла родина мастеров по дереву, где делают свистульки, лошадки, матрешки.

Сейчас девочки споют нам песню «Мордовские матрешки».

«Мордовские матрешки», муз. Н. Сураевой – Королевой.

1. Мы в Саранске родились,

И на славу удались.

(Руки девочек на одном боку «замочек», выполняют пружинку.)

Хорошо, хорошо,

Просто замечательно.

(Хлопают в ладоши. На проигрыш кружатся лебедушкой)

2. Мы – мордовские матрешки-

Поплясать хотим немножко.

(Девочки выполняют пружинку, руки – «вертушок»)

Припев и проигрыш повторяются.

3. Мы в Мордовии живем,

По - мордовски мы поем.

(Девочки идут на зрителя, руки вытянуты перед собой.)

Припев: Вадря, вадря,

Вадря, вадря!

(Руки «замочек», топают ногой).

Ведущий: Наш народ может не только трудится. Есть в жизни людей место отдыху и веселью. Есть у эрзян свои народные игры, в которые можно поиграть с друзьями.

Хотите поиграть?

Дети: Да.

Проводится игра «Саразке» («Курочка»)

Дети встают в круг, и выбирают считалкой покупателя.

«Сараскесэ налксетяно,

«Рамсиця» минь кочкатано.

Покш тейтертне - азорават,

Тон жо «рамсицякс» кочкават!

Курочки встают впереди хозяек. Покупатель ходит по кругу и выбирает курочку.

Паро сараске вешнян,

Эстень сараске раман.

Конась сехт евадрине,

Конась сехте мазыйне.

(Жегалина Р. Д. журнал Чилисема».)

Хорошую курочку ищу,

Себе курочку куплю,

Которая самая хорошая,

Которая самая красивая.

Покупатель дотрагивается до хозяина, бегут в противоположную сторону, кто первый прибежит и встанет сзади курочки, тот становится хозяином, а опоздавший покупателем.

Ведущий: Ребята, вот и подходит к завершению наш с вами праздник. Любите и цените свой народ, свои традиции, язык. Не стесняйтесь на нем говорить, не забывайте его. А напоследок хочу угостить вас мордовскими блинами, пирогами. Так как ни один праздник у нашего народа не обходится без угощений.

Литература.

1. Брыжинский В. С. Мордовские народные игры/ - Саранск. : Мордов. кн. изд-во, 2009

2. Детям о Мордовии : методическое пособие для педагогов ДОУ/ О. В. Бурляева, Е. Н Киркина; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013

3. Карпушина Л. П., Ерюшкина О. С. Хрестоматия к программе «Валдоня»(раздел «Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии») : Для дошкольных образовательных учреждений. – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2007

4. Мы в Мордовии живем : примерный региональный модуль программы дошкольного образования / под ред. О. В. Бурляевой, Е. Н. Киркиной. – Сранск. : Мордов. КН. Изд-во, 2011.

5. Сураева – Королева Н. В. Маленькие бубенчики. – С. : Ковылк. тип, 2005.

6. Устно – поэтическое творчество мордовского народа. Т. 8. Детский фольклор/ сост. Э. Н. Таракина. – Саранск. : Мордовское книжное издательство, 1978

7. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования, «мы в Мордовии живем». Образовательная область «Чтение художественной литературы»/ сост. Е. Н. Киркина. - Саранск. : Мордовск. кн. изд-во, 2013

8. «Чилисема», Ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей и юношества.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Мой край родной — Дагестан!» Цель: Формировать патриотические чувства у детей дошкольного возраста, через любовь к родному краю. Ход ООД (дети заходят под гимн.

«Дагестан — мой край родной». Сценарий НОД в подготовительной группе«Дагестан — мой край родной». Сценарий НОД в подготовительной группе НОД Дагестан -мой край родной. Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Задачи: Дать.

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!»Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез.

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя, мой край родной. Ставропольский край» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми.

Конспект интегрированного занятия «Тамбов — мой край родной» для детей подготовительной группы Конспект интегрированного занятия на тему «Тамбов – мой край родной» для детей подготовительной группы с использованием компьютерных технологий.

Методическая разработка занятия «Кузбасс — мой край родной» для детей подготовительной группы Цель: продолжать знакомить детей с картой Кемеровской области. Дать понятие о полезных ископаемых родного края. Развивать познавательную.

Фотоотчет «Мой край родной — моя Чукотка!»Фотоотчет «Мой край родной — моя Чукотка!» Мы живем в суровом и самом дальнем уголке нашей огромной страны- на Чукотке. Наш край богат своей природой, своей культурой, традициями.

Педагогический совет «Я, моя семья, мой дом, мой родной край» Цель: повышать профессиональный уровень педагогов в работе с детьми и родителями по проблеме патриотического воспитания. Задачи: 1. Формировать.

Сценарий мероприятия «Люблю тебя, мой край родной», посвященного Дню рождения Ульяновской области Ведущий: Здравствуйте, дррогие дети и взрослые! Все вы знаете, что мы живем в России На свете много разных стран, Но есть одна страна. От.

Викторина «Мой северный край» для детей старшей-подготовительной группы Викторина «Мой северный край» (для детей старшей-подготовительной группы) Цель: Учить детей логически мыслить, высказывать свои мысли. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий праздника ко Дню эрзянского языка «Мой край родной — Мордовия моя» для детей старшей и подготовительной группы
Опубликовано: 24 марта 2019 в 12:39
+85Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД