Оксана Николаевна Полежаева
Конспект НОД во второй младшей группе «Мордовия — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД во второй младшей группе "Мордовия - мой край родной"
Цель: Продолжать воспитывать любовь к родному городу Саранску.
Задачи:
Образовательные
• Продолжать формировать представления о городе Саранске.
Публикация «Конспект НОД во второй младшей группе „Мордовия — мой край родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Пробуждать интерес к вышивке, учить узнавать её характерные особенности. Обращать внимание детей на выразительные средства элементов мордовского орнамента (цвет, форму).
• Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.
• Продолжать знакомить детей с мордовскими народными играми.
Воспитательные
• Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу.
• Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.
Развивающие
• Развивать двигательную активность, физические качества: выносливость и ловкость.
• Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения. Учить находить нужное решение путем совместного обсуждения. Развивать социальные навыки: умение работать коллективно, договариваться, учитывать мнение партнера.
Интеграция областей:
• Социально - коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Предварительная работа:
• Дидактические игры «Кто, где живет?», «По улицам города Саранска».
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг, слайдовых презентаций о Саранске, Мордовии.
• Мордовские подвижные игры «В волков», «В платочки» и др.
• Игровые ситуации «Мы знакомимся», «Моя семья».
• Разучивание слов на мордовском языке.
• Рисование элементов мордовского орнамента : «крест», «галочка», «елочка», «ромб».
• Слушание мордовской музыки.
Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово, использование видео – аудиозаписей, сюрпризный момент, элементы конструирования.
Словарная работа:
• Здравствуйте - шумбратадо
• Спасибо - сюк пря
• До свидания – васто мазонок
• Лапоть - карть
• Ложка – пенчь
• Платье - панар
Оборудование: ноутбук, проектор, проекционный экран, мордовский национальный костюм, фото достопримечательностей Саранска, панно, плоский макет города будущего, бусины, ленты, памятные сувениры.
Ход занятия
Музыкальный зал оформлен в мордовском национальном стиле. Звучит в записи песня «Гимн Саранска» муз муз. В. Баркова, сл. А. Блока. Дети входят в зал, встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Шумбратадо!
Дети: Здравствуйте! Шумбратадо!
Воспитатель: Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Владимировна.
А ваши имена я вижу на бейджах.
Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга.
Что вы чувствуете?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Это тепло ваших добрых рук и добрых сердец. Давайте подарим тепло своих ладоней друзьям:
Утром рано мы встаем,
Город видим за окном.
Он проснулся, он живёт,
Нас на улицу зовёт.
Мы живём, мы растём,
В нашем городе родном.
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие добрые ребята, наверное, с вами и беседовать интересно. А побеседовать хочу с вами о городе, в котором мы живем.
Как называется наш город?
Дети: Мы живем в городе Саранске.
Воспитатель: Саранск - культурная столица Республики Мордовия. В нашем городе живут мордва, русские, татары и люди других национальностей. Саранск один из лучших городов России. А хорошо ли вы знаете свой город?
(Показ слайдов достопримечательностей города Саранска).
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Всё ли верно?».
Послушайте и определите все ли я сказала правильно: если «да» - хлопайте в ладоши, если «нет» - топайте ногами.
(Проводиться игра «Всё ли верно?»)
1. В нашем городе много детских садов и школ? (Хлопают)
2. По нашему городу ездят автобусы? (Хлопают)
3. В нашем городе есть большое и теплое море? (Топают)
4. В нашем городе есть памятник А. С. Пушкину? (Хлопают)
5. В нашем городе есть зоопарк? (Хлопают)
6. Наш город называется Москва? (Топают)
7. В нашем городе живут хорошие и добрые люди? (Хлопают)
Воспитатель: Все правильно. А теперь присаживайтесь на стульчики.
(Стук в дверь).
Ребята, к нам кто-то стучится! Кто это может быть?
(Предположения детей).
Воспитатель: Давайте посмотрим.
(Входит девочка, подготовительной к школе группы в мордовском национальном костюме).
Алдуня: Шумбратадо! Здравствуйте! Меня зовут, Алдуня! Я - мордовочка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм на Алдуне. Это платье - панар.
Дети: Это платье - панар.
(Воспитатель обращает внимание на костюм, на особенности мордовской вышивки, на цвет, на элементы мордовского орнамента : «крест», «галочка», «елочка», «ромб»).
Алдуня: У меня, ребята, есть волшебный сундучок.
Воспитатель: А что в сундучке лежит? Покажи нам пожалуйста.
Алдуня: Покажу, если загадку отгадаете:
«Утром, вечером и днем
Соберемся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А, поможет, есть их….»
(Ложка)
(Алдуня достает из сундучка ложку и говорит, что по –мордовски ложка называется пенчь. Дети повторяют).
Воспитатель: Я знаю, мордовскую народную игру «Карть» (Лапоть). Хотите и вас научу.
Описание мордовской народной игры «Карть» (Лапоть).
К верхнему концу 2-х метровой палки привязана полуметровая веревка с лаптем, в котором лежит ложка. Ведущий предлагает детям достать ложку из лаптя. Ведущий поднимает палку с лаптем выше – ниже, а дети, подпрыгивая стараются достать ложку. Победивший называет ложку по -мордовски – пенчь.
(Проводится мордовская народная игра «Карть» (Лапоть). Звучит в записи песня «Семеричка карть» муз и сл. С. М. Люлякиной, обр. В Родионова.
Алдуня подходит и шепчет что – то воспитателю на ухо).
Воспитатель: Ребята, Алдуня к нам пришла за помощью. Скоро будет «День мордовского языка» и она пригласила гостей, но не успевает для всех сделать подарки. Поможем Алдуне?
(Дети садятся за столы, на которых лежат заготовки для бус: бусинки и ленты).
Воспитатель: Что лежит на столах?
Дети: Бусинки и ленты.
Воспитатель: Какой подарок можно сделать из этих предметов?
Дети: Бусы.
Воспитатель: Давайте попробуем смастерить бусы.
(Воспитатель показывает образец бус).
Воспитатель: Вам необходимо нанизывать бусинки на ленту.
(Показ воспитателя).
Воспитатель: А когда мордва занимались рукоделием они любили песни петь. Давайте попросим Алдуню спеть нам мордовскую песню.
(Дети мастерят бусы, Алдуня напевает песню «Чиньжарамо»
муз. В. Овчинниковой, сл. Н. Эркая)
Воспитатель: Молодцы. Какие красивые бусы у вас получились: яркие, красивые, оригинальные. Давайте их подарим Алдуне.
Алдуня: Сюк пря! (Спасибо). А, у меня для вас тоже есть подарок – игра «Город будущего».
Воспитатель: Дети, вы пока ещё дошколята и вам еще предстоит делать великие и добрые дела. А сегодня я вам предлагаю составить на пано картину нашего будущего города.
(Дети составляют пано «Город будущего». Звучит в записи «Песня о Саранске» муз. С. Каштанова, сл. И. Кузьмина. Исполняют: Владислав Никитин, Евгений Алтаев, Дмитрий Маркин).
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый город у нас получился! Хочется верить, что в скором будущем в Саранске будет и «Цирк», и «Планетарий», и «Аквапарк», и «Дельфинарий». Ребята, вы любите Саранск?
(Ответы детей).
Воспитатель: Уверена, что пройдут годы, что ваша любовь к родному городу будет расти и крепнуть!
(Воспитатель подводит итог занятия, дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей).
Воспитатель: На память о нашей встрече я хочу подарить сувенир с видом нашего красивого города Саранска.
(Воспитатель дарят сувениры детям и Алдуне).