Ченцова Татьяна Михайловна
Конспект НОД «Мастерские народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе на тему «Путешествие по мастерским народных умельцев»
Автор: Ченцова Татьяна Михайловна
Описание работы:Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Путешествие по мастерским народных умельцев» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Это конспект НОД по познавательному развитию, направленный на знакомство детей с изделиями народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории России и своей малой Родины.
Публикация «Конспект НОД „Мастерские народных промыслов“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественное – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель:Развитие речи и творческих способностей через
знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома,филимоновская,дымковская игрушка, с их характерными особенностями.
Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Словарная работа: орнамент, умелец.
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, показ презентации, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.
ХОД:Ребята,как называется та страна, в которой мы с вами живём?А какая наша страна по размерам? (показываю на карте) Большая,великая наша страна – много городов,деревень,станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят : «Мастер на все руки».Скажите,кого можно назвать мастером,умельцем? (человека,который оченьхорошо выполняет свою работу)Откуда же берутся такие мастера? Послушайте такую сказку:Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой: и пряла, и вышивала,а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу,и,улетая,стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо,там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.
Ребё нок:Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!
Ребята,я приглашаю вас в путешествие по мастерским народных умельцев. (показ слайдов)
Это - Дымка. Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы использовал мастер в дымковской росписи? Какие используют цвета (Дымково-это деревня,где мастера делают игрушки из глины,затем обжигают их в печи,покрывают белой краской и расписывают орнаментом. Это широкие и тонкие полосы,круги,овалы,горошины.)
– Ребята, а как вы думаете,трудно ли сделать такую интересную игрушку (Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.)
– Это Гжель. Нежно-голубое чудо-сказочная гжель,так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель-это посёлок в глубинке России,где мастера лепят посуду,сувениры,игрушки. Затем вручную расписывали,используя голубой цвет в узорах. Узоры неповторимы,они состоят из различных цветов,капелек,сеточек бордюров.
Психогимнастика:
Наши синие цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
А на вечер все цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, глазки закрывают.
- Следующий народный промысел-Филимоновская игрушка.
Это жемчужина народного искусства. Почему называетсяФилимоновская? Какие игрушки создавали эти мастера? Какие цвета использовали в филимоновской росписи, какой основной узор? (Деревня Филимоново, игрушки-свистульки- это птицы, коровы, медведи, три основных цвета: малиновый, желтый, зелёный, а узор-это полоски.)
–Городецкая игрушка-народный промысел. Игрушки передавали сцены народного быта, это и птицы, и кони, и цветы. Это детская мебель, разделочные доски для кухни. Материал для промысла – дерево. Элементы росписи – цветы (розаны и купавки)
Физ. минутка:
Конь меня в дорогу ждёт.
Бьёт копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскачу,
Не поеду, поскачу.
Там за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.
Народный промысел – Хохлома. Хохломскую роспись называют золотой, потому что в ней много жёлтого цвета. Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду) Из чего сделаны изделия? (выточены из дерева) Какие цвета используют умельцы? (жёлтый, красный, зелёный, чёрный) Элементы росписи берутся из природы – это ягодки, листочки, завиточки. Всё это называется растительный орнамент.
Отгадайте загадку:
Листочки, ягодки,цветочки,
Стебелёк, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Как зовут товар такой? хохломские расписные ложки)
– Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди узор, о котором расскажу»
(На столе разложены образцы с орнаментом росписи разных народных промыслов. Цель игры: найти орнамент росписи народного промысла, который я опишу.)
- Ребята! Скажите мне,как называется наша малая Родина – наша республика, в которой мы живём? (Карачаево-Черкесия)
Ребенок читает стихотворение Л. Воронько «Лучше нет родного края».
-Как вы думаете – есть ли у нас народные промыслы? А есть ли у нас мастера и умельцы? Конечно, и на нашу землю упало перо жар-птицы. Умельцы нашего края славятся вязанными шерстяными изделиями, чеканкой по металлу, работой изделиями из овчины.
- Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась? А вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю расписать заготовки рубашек дымковским орнаментом.
– Отмечаю, что орнамент рисуется прямо на заготовке, кисть нужно держать тремя пальцами, перпендикулярно листу. Заготовку можно вращать для более удобного положения. Вспоминаем приёмы дымковской росписи – волнистые линии, широкие полосы и тонкие полосы, а между нимикругии точки.
Итог:Предлагаю детям сделать выставку из наших работ, провести их анализ и полюбоваться ими.