Настя Лаврищева-Загрядских
Конспект образовательной деятельности «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.
Основные задачи:
Образовательные задачи :
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора : продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота природы;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.
Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды : течёт, смачивает, тает, испаряется;
Развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности;
Развивать внимание детей;
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы:
Глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», «Времена года», иллюстрации по теме, два яблока, магнитная доска. Мультипликационный фильм «Путешествие капельки в природе». Раздаточный материал на каждого ребё нка : одноразовые лоточки с водой, салфетки, губка, цветные карандаши, цветные фломастеры, пакетики с замком, вода подкрашенная пищевыми красителями, круг из бумаги вырезанный.
-Для проведения опытов с водой: термос с кипятком, зеркальце, лёд, трёхлитровая банка, поднос.
Место проведения - актовый зал
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.
На занятии используются - игровые, экспериментальные виды детской деятельности, психогимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка.
Методические приемы:
Беседа
Вопросы;
Загадки.
Сюрпризный момент.
Первая часть: (информационно-познавательная)
Вторая часть: Совместная деятельность педагога с детьми (опытническая деятельность);
Итог.
Ход ОД.
Организационный момент:
Воспитатель входит с детьми в актовый зал, приветствуют гостей и предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки.
Психогимнастика «Подари улыбку»
В центре круга глобус скрыт большой салфеткой.
Предлагаю догадаться, что находится под салфеткой отгадывая загадку:
На ноге стоит одной крутит, вертит головой
Нам показывает страны реки, горы, океаны.
Дети отгадывают загадку, снимают салфетку.
Беседа с детьми о глобусе:
Воспитатель: Что это такое?
Дети: это глобус.
Воспитатель: А, что такое глобус?
Дети: это модель Земли?
Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля?
Дети: круглая.
Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это?
Дети: Голубой цвет- это вода (моря, реки, океаны.)
Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом?
Дети: Желтым цветом обозначена - суша.
Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши?
Дети: На земле больше воды.
Воспитатель: Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: одно целое, одно уже разрезанное на 4 части, показываю детям 3 части – это вода, 1 часть суша. Рассмотрим на плоскостной модели: возьмём круг вырезанный из бумаги, складываем пополам, затем ещё раз пополам. Разворачиваем.
Воспитатель: На сколько частей мы разделили круг?
Дети: Мы разделили круг на 4 части
Воспитатель: А теперь закрашиваем синим карандашом три части, одну часть закрашиваем цветами соответствующими цвету суши на глобусе.
Воспитатель: Давайте наши плоскостные модели повесим на магнитную доску.
Воспитатель: Вода – чудо природы. Почему?
Дети :Ни одно существо не обходится без воды.
Воспитатель: Без пищи мы можем прожить 49 дней.
Без воды человек может прожить не больше 2-х дней.
Воды на Земле много но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%.
Какой вывод мы можем сделать?
Дети : Воду нужно беречь.
Воспитатель: А какие примеры из нашей жизни вы можете привести? Как вы бережете воду?
, Дети : помыли посуду, искупались и выключили воду, т. к. ее мало, надо ее беречь, нельзя засорять водоемы, реки.
Воспитатель: А теперь скажите: кому нужна вода на Земле?
Дети: Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).
Воспитатель: Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода.
Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.
Воспитатель: подхожу к столу, открываю салфетку, и показываю детям в каких состояниях бывает вода: жидкость, если воду нагреть получается – пар (открываю термос с кипятком, подношу зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар, а если воду заморозить получается - лед (показываю бутылку со льдом).
Физкультминутка:
- А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Воспитатель: Ребята! Свойства воды позволяют воде путешествовать, а вот что это значит мы с вами обсудим после просмотра в мультфильма «Путешествие капельки в природе»
Гимнастика для глаз. «Капелька»
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Просмотр Мультфильма.
После просмотра собрать детей у плаката «Круговорот Воды в природе»
Воспитатель: Как же можно назвать путешествие Капельки?
Дети: Круговорот воды в природе
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам нарисовать схему круговорота воды в природе фломастерами на пакетике, и дать высохнуть рисунку,Позже мы к ним еще вернемся. Но сначала возьмите фломастер, положите на ладонь и хорошенько покатайте по всем пальчикам и ладошкам. (Пальчиковая гимнастика).
Дети рисуют.
Воспитатель: - Ребята, пока наши рисунки будут высыхать я приглашаю вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию. Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.
Организационный момент
Наши глаза внимательно смотрят и все видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
Наши ноги нам не мешают.
Наши руки нам помогают.
Опыт № 1
Воспитатель: Ставлю термос и открываю крышечку.
Воспитатель: Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Мы же наливали воду.
Дети: Вода при нагревании превратилась в пар.
Воспитатель подносит к струе пара холодное зеркало. Подержав некоторое время зеркало над паром, выключает чайник.
Воспитатель: Посмотрите, что произошло с зеркалом. Откуда появились капельки воды на зеркале? Перед опытом зеркало было чистым и сухим.
Дети: Когда пар попал на холодное зеркало, он опять превратился в воду.
Воспитатель: Вот так происходит и в природе.
Воспитатель показывает схему «Водоворот воды в природе».
Воспитатель: Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превратилась в пар. В Виде пара крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух.
Вверху, над землей, холодно. Чтобы убедиться, что это так, вспомните, как одеваются альпинисты, когда идут высоко в горы.
Дети: Они обязательно берут с собой теплую одежду.
Воспитатель: Итак, чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Поэтому пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают на землю осадками?
Воспитатель: Кто может сказать,что такое осадки?
Дети: Это капли воды, которые выпадают в виде дождя, мокрого снега, снега или града.
Опыт №2
Воспитатель: Перед вами стоят емкости, в емкостях вода, это наш водоём. Возьмите пожалуйста в руки губки и скажите губка лёгкая? (лёгкая как облачко) А теперь наберите чуть-чуть водички, так, чтобы губка впитала капельки воды (набрали) Поднимите губку и скажите, губка потяжелела?
Дети: Да
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим как из тучки льётся дождь. Сожмите губку одной рукой, что пошло из тучки?
Дети: дождь.
Воспитатель: Капельки снова из тучки спустились вниз.
Из этого можно сделать какой вывод,что с помощью губки мы с вами понаблюдали.
Дети: Как в тучку, набираются капельки воды и в виде дождя спускаются вниз.
После опыта вытрем руки салфеткой.
Воспитатель: А кто может рассказать, как образуются снежинки?
Дети: Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки падают на землю в виде снега.
Воспитатель: Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс как называют Дети: Круговоротом воды в природе.
Воспитатель: Ребята мы с вами хорошо потрудились. Давайте посмотрим высохли ли рисунки на пакетиках?
Я приготовила подкрашенную в голубой цвет воду. Мы с вами нальем ее в наши пакетики, она будет нашим водоемом и закрепим их на окне. Через несколько дней мы посмотрим, что же произойдет с водичкой в наших картинках.
Подведение итогов.
Для организации детей педагог предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки.
Беседа по вопросам:
- Что интересного узнали?
- Что понравилось больше всего?