Татьяна Бондарева
Конспект НОД «Как звери живут в лесу зимой» по познавательному развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Как звери живут в лесу зимой"
(занятие по познавательному развитию в средней группе)
Цель:
Ознакомление детей с жизнью диких зверей в лесу зимой.
Задачи:
-Формирование представлений о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.
- Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Публикация «Конспект НОД „Как звери живут в лесу зимой“ по познавательному развитию в средней группе» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Обобщать знания детей о том, чем питаются дикие звери зимой.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.
Предварительная работа: НОД «Как дикие животные готовятся к зиме», беседа «Следы на снегу», рассматривание иллюстраций по теме, загадки, чтение стихов: Е. Шаламанова «Зайчик и снежок», А. Костаков «Медвежий сон», В. Берестов «Беличий остров», В. Карцев «Лесной еж».
Ход НОД
Восп. – Ребятки, послушайте загадку:
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Что это?»
Дети: Зима.
Восп. - Ребята, за что вы любите зиму? (Ответы детей)
Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес.
Только сначала давайте вспомним, как мы должны вести себя в лесу? (тихо, как в гостях)
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Восп. - Теперь мы к путешествию готовы!
В лес загадочный, красивый
Приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья,
Нам, ребята не найти,
Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
Не спешим, не отстаём,
В лес мы дружно все пойдём.
С помощью больших чудес
Мы попали в зимний лес!
-Посмотрите, как красиво здесь.
-Что вы видите на картинке?
(ответы детей).
-Посмотрите, сколько тут различных следов.
А по-другому и быть не может, ведь лес - это дом, и в нём живут лесные жители.
-Ребята, скажите, как мы назовём всех животных, которые живут в лесу? (дикие животные).
-А каких животных мы увидим, узнаем, если отгадаем загадку. И узнаем, как они живут зимой в лесу.
«Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая- для лета,
Для зимы- другого цвета». (Заяц)
Восп. - К зиме заяц меняет свой мех на белый, и в такой шубке он становится незаметным на снегу, и ему легко спрятаться от врагов. У зайца мех становится таким теплым, что он долгое время может отдыхать на снегу. А еще, спасаясь от врагов, заяц любит «петлять», т. е. запутывать следы и возвращаться на прежнее место.
Восп. - Что помогает зайцу заметить опасность?
Дети: Большие чуткие уши.
Восп. - Как заяц спасается от врагов?
Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.
Восп. - Почему зимой заяц белый?
Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.
Восп. - Как заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время?
Дети: У зайца белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться.
Восп. - Чем питается зимой заяц?
Дети: - Зайцы зимой поедают ветки, кору кустарников и деревьев.
«Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост- ее краса,
А зовут ее (лиса)».
Восп. - Правильно! Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Ребята, меняет ли окраску шерсти на зиму лиса?
Дети: Окраску лисы не меняют.
Восп. - Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?
Дети: Согревает, следы заметает.
Восп. - Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает?
Дети: Мышей.
Восп. - Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?
Дети: Хороший слух и нюх.
Восп. - Чем ещё питается лиса?
Дети: Мелкими зверями, птицами.
«Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?»
(Медведь)
Восп. – Правильно, это- берлога медведя. Медведь зимой в берлоге под снегом крепко спит и никого не слышит.
Восп. - Почему медведь зимой спит?
Дети: Зимой медведю трудно найти корм (ягоды, мед).
Восп. - Как же он всю зиму спит и ничего не ест?
Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.
Восп. - Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.
«Пушистый маленький зверек
По деревьям прыг да скок.
Мелькнет между ветвей,
Всех проворней и быстрей». (Белка)
Восп. - Правильно, это белочка.
- Ребята, а почему белочка спряталась в дупло на дереве в лесу зимой?
Дети: В дупле у белки сухо, тепло.
Восп. Правильно, белочка в дупле все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.
Восп. - Чем питается зимой белка?
Дети: Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.
Восп. - Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?
Дети: Не кричать, не шуметь.
Восп. - Какого цвета шубка у белочки зимой?
Как вы думаете почему, белка меняет шубку?
Дети: Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев.
Физкультминутка.
«Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево - вправо целый день
Прыгать белочке не лень.»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Восп. - Посмотрите, кто поджидает нас на этой полянке. (Полевая мышь).
- Послушайте стихотворение про мышей.
«Как у мышки, у полёвки
Целых тридцать три кладовки.
В каждой семечки лежат
Для мышат, для малышат.
Мышки семечки грызут
И растут, растут, растут.
Ешьте, детки, ешьте вволю:
Много семечек на поле.»
«Нет ушей, не видно ножек,
Шар в колючках, это (ежик)».
Восп. -Что ежик делает зимой?
Дети: Спит.
Восп. - Пища ежика - это ящерицы, змеи и жуки.
Зимой насекомых нет, ящериц и змей тоже не найти, поэтому ежик крепко спит.
«Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Из кустов зубами щелк.
Кто скажите? Это (волк)».
Восп. - Что согревает волка зимой?
Дети: Тёплая шерсть.
Восп. - Шерсть у волка очень густая, теплая. Цвет шерсти волк на зиму не меняет, она остаётся серебристо-серой. На кого охотятся волки?
Дети: Волки охотятся на зайчиков, лосей.
Восп. - Длинные сильные ноги помогают волкам охотиться, они долго могут бежать за добычей. Недаром говорят, что волка ноги кормят. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.
«Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось встретить,
Знай, что это (лось)"
Восп. - Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Чем питается лось?
Дети: Лось питается ветками деревьев.
Физкультминутка
«Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Снежинки в небе закружились
И к нам на плечи опустились.
Вокруг красота и покой,
Ну, а нам пора домой.
Тропка змейкой под ногами,
Мы домой вернемся с вами.»
Игра «Закончи предложение»
Прослушайте начало предложений и закончите их:
Неуклюжий, как (Медведь)
Быстроногий, как…. (Заяц)
Хитрая, как (Лиса)
Голодный, как (Волк)
Колючий, как (Еж)
Дидактическое упражнение «Кто где живет?»
(Кто) юркнула в дупло.
(Кто) залез в берлогу.
(Кто) спряталась в норку.
(Кто) шмыгнул в логово.
(Кто) забрался под листья.
Восп. -Ребята, где мы с вами побывали? (В зимнем лесу)
Кого мы встретили? Легко ли им живется в лесу? Почему?
Чем мы можем их угостить?
Игра «Чудесная корзинка».
В корзинке находятся картинки: мед, орехи, сено, зерно, грибы, яблоко, морковь, ягоды и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается; «угощают» животных.
Восп. –Молодцы, ребята! Вы знаете, как животные живут зимой в лесу, знаете как им трудно, спасибо, что всех угостили.