Любовь Баринова
«Волшебный жемчуг». Конспект НОД из цикла «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область познание
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного - возраста - одна из актуальных проблем современности.
Одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Публикация «„Волшебный жемчуг“, Конспект НОД из цикла „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, происходит положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укреплении здоровья.
Цель: Познакомить с происхождением жемчуга, его красотой и разнообразием. На примере жемчуга показать связь живой и неживой природой.
Задачи:
1. Расширять представление о жемчуге, который образуется внутри раковин речных или морских моллюсков (перловиц или жемчужниц); об использовании жемчуга как украшения в старинной русской одежде.
2. Закреплять навыки исследования.
3. Развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
4. Развивать эстетические чувства, речь (описание, сравнение).
Предварительная работа: Наблюдение за аквариумной ракушкой. Просмотр видеофильма «Моллюски». Чтение легенд о жемчуге. Рассматривание иллюстраций в книге Р. Буруковского «О чем поют ракушки». Рисование на тему «Эти удивительные ракушки». Рассматривание изделий из ракушек. Оформление макета «Морское дно»
Материалы к занятию: презентация, большая раковина, морской и речной жемчуг, коллекция различных бусин, бисер, запись «инструментальная музыка».
Программное содержание: Расширять представление о жемчуге, который образуется внутри раковин речных или морских моллюсков (перловиц или жемчужниц); об использовании жемчуга как украшения в старинной русской одежде. Закреплять навыки исследования. Развивать эстетические чувства, речь (описание, сравнение).
Ход занятия:
Посмотрите, какое чудо сегодня я вам принесла. Узнаёте? Что это? (ответы детей).
Да, это морская раковина. Она очень интересная. Давайте рассмотрим её, обследуем.
Воспитатель детям в руки отдаёт морскую раковину, они её рассматривают, совещаются, передают друг другу.
Представляете, её подняли из морских глубин. В ней когда-то жил моллюск. Он рос, и вместе с ним росла раковина, она была для него домиком. Как вы думаете, сколько лет этой раковине? (ответы детей).
Эта раковина очень стара. Её возраст можно определить по линиям – бороздкам, которые есть на её поверхности.
Дети пытаются посчитать линии – определяют возраст раковины.
А вы слышали когда-нибудь, что морская раковина умеет петь, а может быть, она нашёптывает нам сказку, о том, что видела на своём веку. Попробуйте послушать морскую раковину, услышать её песню, звуки.
Я тоже хочу поделиться с вами одной сказкой–легендой, которую рассказала мне раковина
Сказка–легенда о жемчужине.
Оказывается не только земля, но и море ждёт дождя.
Когда первые капельки дождя ударяются о поверхность воды, из синих морских глубин медленно поднимаются двухстворчатые раковины жемчужницы.
Они открывают свои перламутровые створки и ловят всего одну капельку дождя. После этого раковины – жемчужницы медленно опускаются на дно. Там в темноте, эта капля превращаетсяв ни с чем не сравнимую по красоте горошину-жемчужину.
Говорят, если достать жемчуг со дна моря и носить его на теле, тот будет защищён от несчастий.
Интересно?
Хотите посмотреть, что лежит в нашей раковине! (Воспитатель достает жемчужную нить)
Мой любимый камень – жемчуг.
Мил мне жемчуг нежный, чистый дар морей.
В лоне океана, в раковине тесной
Рос он одиноко, как цветок безвестный,
На обломках мшистых мертвых кораблей.
Бурею весенней выброшен со дна,
Он лежал в прибое на прибрежье диком,
Где носились чайки над водою с криком,
Где его качала шумная волна.
Рассматривание нити жемчужных бус.
Как вы думаете, почему жемчуг называют живым камнем?
Кто его растит? (моллюск раковина – жемчужница)
А теперь давайте представим, что мы с вами опустились на дно морское, и что же мы с вами можем там увидеть? (Дети фантазируют, высказываются).
Жемчуг рождается в воде вот в таких двустворчатых раковинах (показ). А кто живет в таких раковинах? Вы видели их раньше?
Жемчуг развивается в раковинах улиток. Улитки и стенки своего домика, ракушки, покрывают изнутри перламутром, который очень красиво переливается.
Как вы думаете, как добывают жемчуг?
Добыча природного морского жемчуга - чрезвычайно тяжелое занятие. До сих пор этим занимаются ныряльщики - ловцы жемчуга - без всякой экипировки, рискуя жизнью, они погружаются на глубину до 20 метров и более, чтобы там попытать счастье найти жемчужины.
Всего существует три вида жемчужных бусин :
Натуральный жемчуг – образуется без участия человека. За 10 - 15 лет вырастает жемчужина около 5 мм в диаметре (показ бусины). Диаметра в 10 мм жемчужина достигает лет за 40 (показ бусины). Это при естественном развитии.
Искусственный жемчуг – имитация жемчуга стала возможной с появлением красителей, содержащих натуральный перламутр, пластмассовые бусины покрывают перламутром
Культивированный жемчуг - по свойствам ничем не отличается от натурального. Разница в том, что песчинку в раковину моллюска подкладывает человек, а не случай.
Исследование жемчужин :
Давайте сравним жемчужину с прозрачным камнем. Чем они похожи и в чем отличие?
Как же определить настоящий жемчуг?
Настоящая бусина со звоном отскакивает от стекла, как мячик (показ воспитателя).
Бусы из настоящего жемчуга тяжелее.
А теперь возьмите две нити бус и определите, какая из настоящего жемчуга, а какая из искусственного.
Настоящие жемчужины шероховатые, а искусственные гладкие и ровные.
Возьмите две нити бус и определите, какая из настоящего жемчуга, а какая из искусственного.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Мои руки – это волны, Изображают руками волну.
Ветер гонит их вперед. Взмахивают плавно руками.
Мои руки – крылья чаек, Поднимают руки перед собой
Небо их к себе зовет. вверх.
Мои руки – рыбки в море, Кончики пальцев обеих рук соединяют. Плавают туда-сюда. Делают плавные движения то в одну
сторону, то в другую.
Мои руки – это крабы, Руки перед собой, пальцы расправляют,
Разбежались кто куда. опускают вниз, немного сгибают,
пошевеливают.
Спустимся на дно морское. Соединяют руки перед собой,
опускают вниз, наклоняются.
Там кораллы, словно ветки. Соединяют руки перед собой,
из пальцев образуют веточки.
Водоросли раскачались без ветра Руки вверх, плавно покачивают.
Там ракушка обитает, Ладони соединяют – раскрывают,
Жемчуг свой оберегает. изображая створки раковины.
А что говорят в народе о жемчуге?
Жемчуг как живой : иногда он заболевает и тускнеет. Жемчуг дает здоровье. Он темнеет на человеке, который совершил неблаговидный поступок. Издавна жемчуг ценили за нежные переливы и загадочный цвет. Жемчугом украшали одежду, головные уборы, пояса, рукавицы.
Рассматривание рукавиц, украшенных жемчугом.
Носят ли сейчас такие рукавицы? Где вы их видели?
Вам понравились рукавицы? А сейчас я вам предлагаю побыть ювелирами. Давайте создадим свой узор для украшения рукавиц.
Дети выкладывают узоры из жемчуга и бисера.
Рассматривание узоров, выложенных детьми на рукавицах.
Подведение итога занятия.
Согласно русским поверьям, жемчуг не только приносит радость, счастье, богатство, но и благотворно влияет на здоровье человека. Я дарю вам эти жемчужины, пусть они укрепят ваше здоровье, и теперь вы можете стать КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ и собрать свою коллекцию камней. Жемчужина будем первым камнем в вашей коллекции.