Светлана Кононова
Конспект НОД «Хранители рек» для детей подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Хранители рек» для детей подготовительной к школе группе.
Составитель: Кононова Светлана Геннадьевна
I. Цель:
Формирование у детей познавательного интереса в процессе знакомства с жизнью бобров.
II. Задачи.
Обучающие задачи
1. Формировать умение определять и называть объект по нескольким признакам;
2. Формировать представление о внешнем виде бобра, его повадках, питании, его приспособленности к среде обитания;
Публикация «Конспект НОД „Хранители рек“ для детей подготовительной к школе группе» размещена в разделах
3. Формировать представление об образе жизни бобра;
4. Познакомить детей с сооружениями бобров – плотиной, хаткой;
5. Формировать умение делать выводы на основе экспериментальной деятельности;
6. Выявить пользу животного в ходе бесед.
Развивающие задачи
1. Развивать познавательную активность;
2. Развивать связную речь в процессе диалога;
3. Активизировать словарь детей: плотина, хатка, бобр, бобриха, бобренок, перепончатые;
4. Способствовать развитию коммуникативных навыков: умение работать в подгруппе;
5. Развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
6. Способствовать возникновению у детей желания добиваться результата в процессе их деятельности.
Воспитывающие задачи
1. Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к природе;
2. Воспитывать усидчивость, интерес;
3. Проявлять терпение и желание дослушивать ответы товарищей до конца;
4. Воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем.
IV. Методы и приемы:
игровой: капелька просит детей помочь молодому бобру; дидактическая игра «Меню бобра»;
наглядный: презентация, картинки;
практическая деятельность детей: экспериментирование;
словесные: вопросы к детям; рассказ.
V. Материалы и оборудование:
Оборудование:
1. интерактивная доска;
2. ноутбук, магнитная доска;
3. 4 стола;
4. стулья по количеству детей;
5. ковер.
Демонстрационный материал:
1. презентация со слайдами (капелька, хатки, плотина, заяц, лось, бабочки, рыбы, птицы);
2. игра на интерактивной доске «Меню бобра»;
3. картинки с изображением зубов, лап, хвоста бобра, с бобром;
4. «хатка» с семейством бобров;
5. запись голоса капельки;
6. красная книга.
Раздаточный материал:
1. карточки с изображением «строительного материала», по количеству детей;
2. кувшины – 3 штуки;
3. емкость для набора воды – 3 штук;
4. хатки из разного материала – 3 штуки.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Звонок по телефону.
- Ребята, видео звонок. Давайте его посмотрим вместе. (Давайте).
На интерактивной доске появляется Капелька: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)
- Здравствуй, Капелька. Мы рады тебя видеть.
- Ой, ребята, молодому хранителю рек нужна помощь, а я очень спешу, сами понимаете, конец осени. Я знаю, что вы справитесь.
- Капелька, а кто такой «хранитель рек»?
Капелька исчезает.
- Ребята, как вы думаете, кто такой хранитель рек? (Ответы детей)
- Капелька нам еще прислала картинки с изображением хранителя рек.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Давайте присядем и рассмотрим их (Дети садятся перед магнитной доской).
Выставляю картинку с частичным изображением бобра (зубы).
- Что вы видите на картинке? (Зубы).
- Зачем нужны такие зубы? (Ответы детей)
- У кого из животных могут быть такие зубы? (Ответы детей)
Вывешиваю следующую картинку с частичным изображением бобра (лапы).
- А на этой картинке, что изображено? (Лапы)
- Что необычного у этих лап? (Перепонки между пальцами).
- Зачем нужны перепонки? (Чтобы плавать).
- У кого могут быть такие лапы? (Ответы детей).
Вывешиваю картинку с частичным изображением бобра (хвост).
- А это что такое? (Хвост).
- На что он похож? (ОТветы детей)
- Кому может принадлежать такой хвост? (Ответы детей).
- Большие крепкие, острые зубы, лапы с перепонками, хвост похож на лопату. Как вы думаете, кто это может быть? (Ответы детей).
- Давайте посмотрим последнюю фотографию.
Вывешиваю картинку с бобром.
- Так вот кто такой хранитель рек.
- Зачем бобру такие зубы? (С их помощью бобр может перегрызть любое дерево).
- Зубы у бобра очень крепкие. Ими он всё грызёт. Это для него и пила, и мотыга. Зубы бобра оранжевого цвета. Они сами затачиваются, чтобы быть всегда острыми, и постоянно растут.
- У бобра четыре лапы. Передние лапки обычные, а задние с перепонками. Зачем ему перепонки на задних лапах? (Они помогают ему плавать).
- Зачем бобру такой необычный хвост? (Ответы детей)
- Хвост помогает животному удерживать равновесие на воде. С помощью хвоста бобры регулируют температуру тела. И бобры, шлепая хвостами по воде или земле, предупреждают друг друга об опасности.
- Чем покрыто тело бобра? (Тело покрыто густой шерстью)
- Да. У бобров очень тёплая шуба, густой мех. И ещё у бобров выделяется специальная жидкость, которая защищает мех зверька от воды. Расчесывают свою шубку бобры, когтями задних лап.
- А вы знаете, ребята, чем бобры питаются? (Ответы детей).
- Давайте подойдем к бобру и попробуем его покормить. (Дети с воспитателем подходят к интерактивной доске).
На экране появляется Бобр с картинками «еды».
Игра «Меню бобра» (классификация).
- Давайте предложим бобру меню и посмотрим, что он выберет.
- Подходите к бобру по одному и предложите ему то, что вы выбрали. (Дети по очереди выбирают еду для бобра).
- Что же выбрал бобр? (Растения)
- Значит, что можно сказать о бобре, какой он? (Растениеядный)
- На зиму бобры запасают много еды в виде веточек деревьев, так что беспокоиться о голоде им не приходиться.
Физ. минутка:
Рано встали два бобра – (потянуться)
Дело есть у них с утра: (рывки прямыми руками поочередно вверх, назад).
Надо им бревно срубить
Да запруду смастерить. (руки над головой, наклоны вперед)
В лес большой пошли бобры,
Топоры у них остры, (шаги на месте, руки за спиной)
Размахнулись, наклонились…
Долго два бобра трудились, (наклоны вперед)
Заготовили одно
Очень нужное бревно. (руки в стороны)
На экране появляется Капелька.
- Капелька, мы узнали, кто такие «хранители рек», но мы не знаем, почему их так называют.
Рассказ Капельки, сопровождается показом на экране.
- Бобры – животные умные. Они строят свои дома в воде. Такой домик называется хатка. Чтобы хищник не пробрался внутрь, построив плотину, бобры затапливают вход в хатку. С помощью плотин уровень воды в реке поднимается и не дает тем самым водоему пересыхать. Бобровые плотины создают условия для жизни многих животных, птиц, рыб. Спокойная вода привлекает рыб, поваленные бобрами деревья служат кормом для некоторых животных (зайцев, многих копытных, сок, вытекающий из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы. Поэтому бобров называют хранителями рек.
- Спасибо Капелька.
Капелька исчезает.
- Ребята, молодой бобр построил несколько хаток, и не знает в какой ему лучше поселиться. Давайте проверим, из какого материала домик будет самым лучшим, его и посоветуем выбрать.
- Перед нами три хатки. Нужно разделиться на три команды.
- Сейчас каждый из вас возьмет по одной карточке.
- У кого на карточке изображен песок, подойдет к хатке из песка, у кого изображен листик, подойдет к хатке с листиком, у кого изображена веточка, подойдет к хатке из веточек. (Дети вытаскивают карточки и подходят к столам).
- Хатки стоят на суши, а должны стоять в воде.
- Давайте проверим наши хатки, выстоят они в воде?
Показываю схемы с очередностью выполнения задания.
- Для этого вам нужно договориться между собой кто из вас будет набирать воду в кувшин, кто будет выливать воду в наше озерцо и кто расскажет, что у вас получилось. Для тех, кто будет рассказывать, есть подсказка.
Показываю алгоритм.
- Из какого материала была хатка, что вы сделали, что произошло с домиком, и можно ли посоветовать молодому бобру этот материал для строительства хатки.
- Приступайте к работе. (Дети выполняют эксперимент).
- Теперь один человек из команды расскажет нам об эксперименте, который они проводили, и какой вывод можно сделать. (Дети, по схеме рассказывают о своей работе и к какому выводу они пришли).
- Вы все молодцы, у вас все получилось. А сейчас заглянем в хатку и посмотрим, как живут бобры. (Дети вместе с воспитателем «открывают» хатку).
- Посмотрите, в хатке всегда чисто и тепло. Кто живет в хатке, перечислите. Главной в семействе является мама. Как называют маму? (Бобриха)
- Кого еще вы видите в хатке? (Бобра)
- В каждом семействе разное количество бобрят.
Показываю одного бобренка.
- Сколько детенышей в хатке? (Один бобренок)
Выставляю второго бобренка.
- А теперь сколько? (Два бобренка)
- А если в семействе пять детенышей? (Пять бобрят)
На интерактивной доске показать бобриху с бобрятами.
- Бобрята рождаются зрячие, покрытые шерстью. Мама вскармливает их молоком. Плавать они могут сразу, а вот нырять нет. Они очень лёгкие, поэтому из хатки их не выпускают. Живут они с родителями два года, а потом заводят свою семью.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Ребята, вам понравились бобры? (Да)
- Смотрите, какие они трудолюбивые, чистоплотные, дружные.
- Одно время из-за ценного меха бобров сильно истребляли, и их оставалось очень мало. Но потом охоту на них запретили, бобров стали разводить в заповедниках. Занесли этих животных в «Красную книгу».
- Как вы думаете, есть ли памятники бобрам? (Ответы детей)
- Где об этом можно узнать? (Ответы детей)
- Постарайтесь вместе с родителями отыскать эту информацию.