Елена Джаманкулова
Конспект НОД «Гжель — сказочная роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности.
Задачи:
- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета;
- закреплять представления детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом;
- воспитывать самостоятельность и творчество.
Публикация «Конспект НОД „Гжель — сказочная роспись“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Оборудование: аудиозапись для физкультминутки, гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки, палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, чайник.
Предварительная работа.
- Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.
- Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.
- Знакомство с декоративными приемами рисования.
- Рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.
Ход НОД.
- Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз – принесла вам красивую посуду, да вот беда, уронила сумку и разбила по дороге в детский сад.
- Как вы думаете, из чего она была сделана? (из стекла)
- Из чего бывает сделана посуда? (Дерево, стекло, металлическая)
- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (нет)
- Конечно, нет, только бы роспись пострадала.
- А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома? (нет)
- Эта уж точно, осталась бы цела.
- А пластиковая посуда? (нет)
- А стеклянная? (да)
- Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
- Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (обжигают.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.
- А как вы думаете, такая посуда может разбиться? (да)
- Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.
- Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? (гжель)
- Верно, гжель. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.
На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.
Воспитатель читает стихи:
- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
***
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
- Где изготавливают эту посуду? (в поселке Гжель)
- Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы. И сейчас мы с Вами отправимся необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами.
Сказка (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным- давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.
-Понравилась вам сине-голубая сказка? (ответы детей)
Беседа по сказке.
-О каком промысле эта сказка?
-Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины)
-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)
- Каким узором украшают мастера свои изделия? (показ демонстрационных изображений элементов Гжели) (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)
-Какие изделия делали мастера из глины? (посуда, различные фигурки)
- А какие еще вы знаете народные росписи, как они называются? (дымковская игрушка, филимоновская свистулька, хохломская роспись)
- Чем отличие их от гжельской росписи? (она сине –голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие)
- Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи. Но для начала мы с Вами отдохнём, проведём физкультминутку.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос – он посуду нам принес. (сделать большой круг)
- Молодцы! А теперь посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)
- Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую)
- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.
- Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.
- Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.
Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.
Садитесь поудобнее, начинаем работу. (Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)
- Заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, посмотрим ваши рисунки.
- Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек.
- Вам понравилось? (да)
- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!
- Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)
- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)
- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)
- Давайте мы немного поиграем. Презентация игры. Детям нужно выполнить задания по разным видам росписи:
- «Собери картинку».
- «Что лишнее?».
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самый красивый чайник и ответить на вопросы:
- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа?
- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
- Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.