аноним
Пластилинография «Сказочная гжель» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ребята, к нам в руки попал волшебный ларец. Хотите узнать, что там лежит? Сейчас мы с ребятами посмотрим и загадаем вам загадки об этих предметах, а вы попробуйте угадать.
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками,
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый (Дымковский узор).
Просто роспись Гжель!
Синие птицы по небу,
Публикация «Пластилинография „Сказочная гжель“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Лепка, пластилин
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилинография, пластилин
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки-
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель
Ласка, забота, тепло и терпенье-
Русская звонкая (Гжель!
Роспись золотая
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама
И негде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша (Хохлома).
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Разноцветные узоры тонко вывела рука,
Чудо птицы там порхают
И кувшинки расцветают,
Будто в сказку нас зовя.
Славится по всей России
Своей росписью творец
Есть на Волге город древний,
По названью – (Городец).
Вы, наверное, уже догадались, что мы будем сегодня вести разговор о предметах народно-декоративного промысла. Но какой же из четырёх предметов выбрать? Как вы думаете, на какое время года похож каждый из этих промыслов. Золотая хохлома - желтые листики, красные ягодки, черная земля, верно, её можно сравнить с Осенью. Городецкая роспись – распускаются букеты, чудо - птицы там порхают и кувшинки расцветают – Весна. Разноцветное буйство красок – это наше Лето. Бело-голубой узор – это наряд Зимы. Скоро зима и давайте заведём разговор о Гжельской росписи. Хотите, я расскажу вам сказку? Тогда слушайте внимательно.
Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду. Однажды заглянула в окно к Гончару Зима, да и ахнула: стоит посуда белая блестящая тонкая, аж светится. Целых три месяца наблюдала Зима за работой умельцев и решила забрать их с собой. Отказались мастера. Обозлилась Зима, завьюжила, дохнула холодом небывалым. Покрылась посуда инеем. А гончары растопили печи пожарче да посмеиваются над Зимушкой. А посуда оттаяла, и появились на ней рисунки невиданные: синие бутоны и распустившиеся розы, голубые листочки с серебристыми прожилками, а вот кисть смородины и рядом – фиолетовый одуванчик и паутинка с капелькой росы.
За делами – заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер… (Чтение педагогом стихотворения В. Фетисова «Зимний вечер»)
Вечер зимний в небе синем
Звёзды синие зажёг.
Ветви сыплют синий иней
На подсиненный снежок.
За ветвями дом синеет,
Крытый синей ватою.
Тени ходят по стене
Сеткой синеватою.
Красит синькою мороз
В окнах незабудки,
И зевает синий пёс
Возле синей будки.
Может, потому что снега вокруг такие ослепительно белые, а вечерние тени гжельские такие синие, да морозные узоры на окнах голубые, а небо над деревенькой ясное, лазоревое, и выбрали гжельские мастера для росписи своей посуды синюю краску на белоснежном фоне. А так как долгой зимою мы всё же о весне мечтаем, мастера – художники морозными узорами весенние сказочные цветы рисовали.
Это всего лишь сказка, а хотите ли вы узнать, как же делают настоящую гжельскую посуду? Тогда я вас приглашаю в путешествие на фабрику Гжели. Мы с вами тихонько заглянем в каждый цех и посмотрим, чем же там занимаются гончары умельцы. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций) Гжель — старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное недалеко от Москвы. Гжельская глина обладает особыми качествами: просвечиваемая, белоснежная, лёгкая, прочная. Процесс рождения начинается с разработки эскиза, который определяет назначение изделия, форму, пропорции, величину, декоративную отделку. На основе эскиза гипсомодельщик создаёт объёмную модель, как правило, внося свои коррективы. Работа над объёмной моделью может подсказать решения, которые не всегда удаётся предусмотреть в эскизе. Модель выполняется из дерева или гипса. Выточенные или вырезанные детали соединяются в единое целое. Полученная модель служит основой для изготовления литейных гипсовых форм. На этом муки творчества заканчиваются, и начинается технологический процесс.
А технологическая цепочка изготовления фарфора строится так:
Приготовление сырья Изготовление гипсовых форм Формовка (литьё в гипсовых формах) Сушка Оправка Утильный обжиг Ручной осмотр Контроль на трещины Декорирование изделий (роспись) Глазурование Второй обжиг
Вот за этими «производственными» словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей — художников-керамистов, мастеров-технологов, скульпторов, литейщиков!
Изготовление керамической посуды очень часто связывают с гончарным кругом. Но существуют и другие способы, и среди них шликерное литьё, которое является основным способом изготовления фарфора. Оно даёт возможность с большей точностью передавать тончайшие детали, особенно когда необходимо изготовить несколько совершенно одинаковых тонкостенных изделий или небольших скульптур.
Шликер - это подготовленная глина, разведённая водой до состояния, похожего на густые сливки. Шликер заливается в хорошо просушенную гипсовую форму доверху. Пористый гипс сразу же начинает вбирать в себя влагу. Об этом легко догадаться по тому, как быстро падает уровень шликера в форме. Всасывая влагу, гипс притягивает к поверхности формы частицы глины. Постепенно на стенках формы «нарастает» равномерный, тестообразный слой глины, который образует стенки будущего изделия. Как только будет получена необходимая толщина, излишек шликера сливают. Через некоторое время полученный слой глины начнёт подсыхать и давать усадку, т. е. уменьшаться в размерах, и полое изделие легко извлекается из формы. Отформованные полуфабрикаты сушат, чтобы удалить из них влагу и придать необходимую механическую прочность.
Дальше изделие переходит в заботливые руки оправщицы, которая вручную с помощью специального резачка срезает швы и заглаживает их влажной губкой. Тщательная оправка является необходимым этапом в производстве керамики. После оправки изделия подвергают утильному обжигу, во время которого поддерживается относительно низкая температура — это способствует упрочнению и уплотнению черепка за счёт обезвоживания и усадки. Черепок-это стенки изделия.
После того как изделия прошли утильный обжиг их необходимо осмотреть и проверить на наличие трещин.
Пройдя контроль изделия направляются в «живописный» цех, где мастера — живописцы расписывают каждое изделие только вручную. Роспись выполняется кобальтом, который в ходе обжига меняет свой чёрный цвет на синий, характерный для Гжельского фарфора. Гжель это сине-голубые узоры и цветы на белом фоне, но у каждого мастера свой собственный стиль, своё неповторимое исполнение, рождённое в порыве вдохновения и отточенное многолетним опытом. Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии.
Затем изделие покрывают глазурью при помощи кисти, окунания, заливки или пульверизации. Глазурь - это тонкий слой на поверхности керамического изделия, который в процессе обжига становится стекловидным.
Глазурь придаёт керамическим изделиям декоративность, водонепроницаемость, предохраняет от загрязнений.
Завершается процесс изготовления фарфора вторым обжигом. Это один из самых ответственных этапов технологической цепочки. В процессе обжига формируется фарфор с необходимыми физическими и химическими свойствами, происходит расплавление глазури, равномерное ее распределение по всей поверхности изделия и сплавление с черепком. Строгое соблюдение определенного режима - непременное условие проведения обжига.
История гжельских мастеров уходит вглубь веков, и знаменитому народному промыслу суждена долгая жизнь. Мастера глубоко и свято хранят верность народному искусству, творчески развивая и приумножая наследие предков. Успех и популярность гжельской керамики, создаваемой художниками современной Гжели, заключается в преемственности традиций мастеров и верности этим традициям.
В разные точки нашей планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного!