Маргарита Макарьева
Конспект НОД для средней группы «Весна. Весенние цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по образовательным областям «ПОЗНАНИЕ» -
(знакомство с окружающим миром) и «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
для средней группы
«ВЕСНА. ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ»
Макарьева Маргарита Ивановна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад №29»
г. Кириши, Ленинградская область
Конспект интегрированного занятия в средней группе детей с ТНР на
лексическую тему: «Весна. Весенние цветы».
Публикация «Конспект НОД для средней группы „Весна, Весенние цветы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: обобщение знаний по лексической теме «Весна. Весенние цветы».
Программные задачи:
• Обучающие:
- закрепить знания детей о признаках весны;
- закреплять представление о цветах и их строении (стебелек, листочки, цветок, корни), о важности цветов.
• Коррекционно - развивающие:
- продолжать развивать речевую активность детей;
- продолжать развивать связную речь,;
- развивать воображение, внимание, логическое мышление, сосредоточенность,
- развивать общую и мелкую моторику;
• Воспитательные:
- побуждать детей к бережному отношению к цветам, растениям, растущим вокруг нас;
- прививать интерес к окружающей нас природе;
- поощрять интерес к совместным игровым действиям, дружеским взаимоотношениям.
Здоровьесберегающие:
- следить за правильной осанкой детей;
- соблюдать проведение динамической паузы; гимнастики для глаз после использования ЭСО; продолжительность использования ЭСО
Предварительная работа:
Знакомство с названиями цветов, их строением.
Повторение признаков времени года «Весна»
Работа над обогащением словаря, разучивание физической минутки, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.
Чтение рассказа В. Берестова «Мать и мачеха», стихов о весне; рассматривание иллюстраций с изображением весенних цветов ; наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, просмотр мультфильма «Лунтик» 192 серия «Весна»;знакомство с понятиями «поле» и «луг» (луговые, полевые, лесные); знакомство с понятием «Красная книга».
Слушание музыкальных произведений Вивальди «Весна», П. И. Чайковский «Апрель» и «Подснежник».
Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска с программным обеспечением Мерсибо, ноутбук.
Материал:
- демонстрационный: игра Мерсибо «Весна».
- раздаточный: лепестки цветов по количеству детей и сердцевинка цветка, картинки с изображением признаков весны и весенних цветов.
Методы и приё мы:
- Словесный метод (объяснение, пояснение, беседа, художественное слово: загадки (доскажи словечко, физическая минутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз).
- Игровой метод (сюрпризный момент (в конце, дидактические игры, подвижная игра, пальчиковая игра).
- Наглядный метод (игра Мерсибо «Весна»)
- Практический метод : практическая работа, работа с карточками.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением весны и спрашивает : «Какое время года нарисовал художник? Сколько месяцев длится весна? Назовите весенние месяцы по порядку».
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
2. Дидактическая игра «Что бывает весной?»
На столике разложены картинки с признаками весны. дети берут по одной картинке и называют признак.
Затем воспитатель спрашивает «Когда пригревает солнышко, тает снег, что появляется на земле?». Дети отвечают : «На земле образуются проталины»
3. Дидактическая игра «Вспомни цветы- словечко доскажи»
Воспитатель спрашивает у детей : «Что появляется на проталинах?»
Дети отвечают :«Появляются первые весенние цветы».
Воспитатель : «Как называются эти цветы?»
Дети отвечают : «Подснежники и мать и мачеха»
Воспитатель: «Правильно. Но снег уже растаял и в лесу подснежники отцвели. И мы ждем появления мать и мачехи и следующих весенних цветов»
Пальчиковая игра «Весна»
Воспитатель : «Поиграем с пальчиками? Превратим их в цветочки?»
Стало солнце пригревать,
И набухли почки
Вот и вышли из земли
Весенние цветочки.
Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, появление каких еще весенних цветов мы ждем? Поиграем в игру? Я начну читать стих, а вы закончите.»
Эти нежные цветы
Дарят много теплоты.
Наберу я их для Мамы-
Ярко- красные …. (тюльпаны)
Тюльпан какой? (красный, красивый, садовый)
Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу,
Желтенький кафтанчик
Носит …. (одуванчик)
Одуванчик какой (желтый, лекарственный, полевой)
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы (чего) ….ландыша висят.
Ландыш какой? (белоснежный, майский, лесной). А еще ландыш занесен в Красную книгу. Его срывать нельзя!
Ребята, что же у всех этих цветов есть? (воспитатель показывает, но не называет)
Ответы детей : «Стебель, листья, цветы, корни».
Динамическая пауза. Подвижная игра «Медведь весной»
Медведь весной проснулся,
Потянулся, весенним цветам улыбнулся,
Повертелся, огляделся,
Почесался, причесался.
Наклонился, водой из ручья умылся,
Нарядился,
И пошёл по лесу куролесить.
Берегись лесной народ,
Зверь голодный к вам идёт!
4. Дидактическая игра «Хлопни- назови, цветок собери»
На столе лежит сердцевинка цветка, а по краям стола- лепестки. Каждый ребенок стоит у лепестка.
Воспитатель: «У цветочка разбежались лепестки. Поможем цветочку? Прохлопав название картинки (на лепестке) назовите, сколько в нем слогов. И верните лепесток цветку».
5. Развивающая компьютерная игра «Мерсибо» - «Весна»
С помощью картины с перепутанными признаками времени года дети учатся находить приметы весны.
Воспитатель : «Ребята, предлагаю сыграть в компьютерную игру».
Гимнастика для глаз.
Воспитатель : «Наши глазки устали. Им надо отдохнуть.
Поморгали часто часто. Зажмурились. Посмотрели вверх - посмотрели вниз. (2 раза) Зажмурились. Разотрём ладошки. Пальчиками легко нажали на веки. Опустили ручки».
6. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Воспитатель рассказывает стихотворение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все : и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны.
И не будет красоты!
Воспитатель : «А что цветы дают пчелам и бабочкам?»
Дети: «Пчелам и бабочкам цветы дают нектар».
Воспитатель : «А что приносят людям цветы?»
Дети: «Цветы приносят людям радость»
Воспитатель : «Будем бережно относиться к цветам. Собирать букеты можно только из тех цветов, которые люди вырастили сами»
Воспитатель : «Ребята, мне понравилось ваше активное и дружное участие. Вы были внимательными. Вы- МОЛОДЦЫ! И весна передала для вас сладкие цветочки!»
Список используемой литературы:
1. Е. Н. Краузе «Конспекты занятий воспитателя по познавательно- исследовательской деятельности с дошкольниками с ОНР с 3до 5 лет» – ООО «Издательство» «Детство- пресс», СПб., 2018.
Самоанализ занятия в средней группе.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема: «Весна. Весенние цветы».
Подготовила: Макарьева М. И.
1. Соответствие поставленных на занятии задач.
Задачи определены в соответствии с требованиями программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей среднего дошкольного возраста с ТНР. Занятие характеризуется наличием триединой дидактической задачи:
обучающей (- закрепить знания детей о признаках весны;
- закреплять представление о цветах и их строении (стебелек, листочки, цветок, корни), о важности цветов.);
коррекционно- развивающей (- продолжать развивать речевую активность детей;
- продолжать развивать связную речь,;
- развивать воображение, внимание, логическое мышление, сосредоточенность,
- развивать общую и мелкую моторику;) и
воспитательной (- побуждать детей к бережному отношению к цветам, растениям, растущим вокруг нас;
- прививать интерес к окружающей нас природе;
- поощрять интерес к совместным игровым действиям, дружеским взаимоотношениям).
2. Создание условий для проведения занятий.
Было подготовлено помещение в соответствие с санитарно- гигиеническими требованиями (проветривание, влажная уборка помещения, освещенность, подбор и расстановка мебели, продумано расположение демонстрационного и наглядного материала к занятию. Занятие построено с учетом интегративного подхода, предполагающего реализацию задач образовательных областей : социально- коммуникативного, речевого, познавательного, физического развития. Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей средней группы.
Подготовка к занятию включала подбор материала и пособий. Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на тему (Знакомство с названиями цветов, их строением. Повторение признаков времени года «Весна»
Работа над обогащением словаря, разучивание физической минутки, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Чтение рассказа В. Берестова «Мать и мачеха», стихов о весне; рассматривание иллюстраций с изображением весенних цветов ; наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, просмотр мультфильма «Лунтик» 192 серия «Весна»;знакомство с понятиями «поле» и «луг» (луговые, полевые, лесные); знакомство с понятием «Красная книга». Слушание музыкальных произведений Вивальди «Весна», П. И. Чайковский «Апрель» и «Подснежник».)
3. Соответствие структуры занятия его задачам.
Структура занятия соответствовала его задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия. У детей уточнялись и систематизировались представления о сезонных изменениях весной в неживой природе, живой природе, жизни людей. На протяжении всего занятия использовались различные приёмы, направленные на привлечение внимания детей: во время чтения стихотворения — смена интонации голоса; во время проведения игр «Хлопни - назови, цветок собери», компьютерная игра Мерсибо «Весна», для воспитания волевых качеств (дождаться своей очереди, не выкрикивать) соблюдался порядок очередности ответов. Воображение, мышление развивалось в дидактической игре «Что бывает весной?», компьютерной игре, дидактической игре «Вспомни цветы- словечко доскажи», на физкультминутке, пальчиковой игре. Развитию коллективного взаимодействия способствовала дидактическая игра «Хлопни - назови, цветок собери». Воспитательная задача также решалась во всех частях занятия. Во время занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение); наглядно-демонстрационный материал (картинки и иллюстрации); игровой материал (компьютерная игра «Мерсибо»)».
4. Реализация здоровьесберегающего подхода.
Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов; при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; сменялись позы детей на протяжении занятия: в первой части занятия и в игре «Хлопни - назови, цветок собери», они стояли в разных частях группы, в играх «Вспомни цветы- словечко доскажи», в компьютерной игре «Весна» они сидели, во время физкультминутки постоянно меняли позу, проводилась гимнастика для глаз для снятия усталости после использования ЭСО и т. д. Контроль за осанкой детей.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе, видела каждого ребенка, учитывала его знания и речевые возможности, задавая тот или иной вопрос.
Каждый ребенок имел возможность принять участие в каждой части образовательной деятельности, так как был продуман и подобран демонстрационный и раздаточный материал. Структура занятия позволяла организовать участие всех детей в запланированной деятельности.
Элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный.
Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие» которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Один вид деятельности плавно переходил в другой.
Дети были активны, чувствовали себя комфортно.
В образовательной деятельности дети были внимательны, отвечали на поставленные вопросы, что способствовало формированию произвольного внимания и волевых качеств, умения слушать ответы детей, дожидаться своей очереди.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла их.