Анна Буркова
Конспект НОД для детей старшей группы «Рассматривание картины И. И. Шишкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с использованием современных технологий
Тема: РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА
«ЗИМА»
Предмет (направленность) : Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Возраст детей : 5-6 лет
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Рассматривание картины И, И, Шишкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Место проведения: помещение группы
Цель: Познакомить детей с художником И. И. Шишкиным и его картиной;
Задачи:
1. Активизировать наглядно-образное мышление, любознательность, активность;
2. Учить детей рассматривать пейзажи;
3. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа;
4. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержание и средств выразительности живописи;
5. Развивать этические оценки, суждения умение соотносить образы по настроению в живописи;
6. Обогащать словарь детей эмоционально оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими суждениями, терминами;
7. Развивать познавательную активность детей, логическое мышление, память.
8. Развивать и корректировать внимание.
9. Развивать речевую активность детей.
10. Развивать творческие способности.
Используемые методы и приемы:
1. Наглядные: репродукция картины И. И. Шишкина «Зима»,
2. Нематериальные: отрывок из произведения А. Вивальди «Зима»
3. Словесные: беседа, объяснение, вопросы к детям, отрывок из рассказа писателя Г. Скребицкого, стихи С. Есенина, И. Бунина, И. Сурикова
4. Игровые: Игра «Кто спрятался?»
Материальные средства:
1. Ноутбук
2. Мультимедийный проектор
3. Портрет И. И. Шишкина;
Предполагаемые результат: Дети познакомились с работой художника И. И. Шишкина «Зима»;
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с художником пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным. Вот его портрет. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья… Едва не половину жизни провел И. И. Шишкин в лесу на этюдах - «Царем лесов» назвали его друзья. И фамилия у него была лесная – Шишкин. Сам он был такой – широкий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками.
- Скажите, какой месяц начинает зиму? (Декабрь,
Правильно, начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддает стужи. Его в народе назвали «студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в декабре. Зимы бывают разные, и год на год не похожи. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение. Радостно, весело и празднично, когда повалит густой, пушистый снег.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Стали дни короче,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы –
И зима настала. (И. Суриков)
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака. (С. Есенин)
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березы и ели. (И. Бунин)
Вот как по - разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то метельную, то тоскливо – унылую, печальную.
Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в музыке, звуках, художники в красках.
- Давайте – ка и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки – зимы. Но послушаем отрывок из рассказа писателя Г. Скребицкого
«Четыре желания», о волшебстве зимы.
«… Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Заглянула Зима в лес. «Уж его – то я и разукрашу: солнышко, как глянет, так и залюбуется!».
Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах.
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!
Любуется солнышко картиной Зимы…- глаз оторвать не может…»
- Сейчас посмотрим картину о зиме, которую. Написал И. И. Шишкин (дети внимательно рассматривают картину).
- Так о чем нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу.
- Что покорило, удивило и порадовало его в лесу?
Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.
- Какой же это лес?
Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, еще говорят – «еловый бор».
- Почему мы решили, что это старый и дремучий бор?
- Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они?
Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко в наверху. Это лесные богатыри.
- А чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее.
- А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?
Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.
- А есть ли тут маленькие елочки и кусты?
Да, они чуть виднеются из-под снежных шубок.
- Ребята, как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев?
- Что больше всего привлекло его внимание?
Да, снег в этом еловом бору!
- Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.
На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями.
- Так почему же художник хотел обратить внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?
В низу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он?
Да, необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев.
Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна … С. Есенин
- Видите ли вы, еще живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите ли вы, кого–нибудь в этом сосновом лесу? Вот еще какую загадку загадал нам художник. Нашли? Это птица на ветке кажется, что она тоже заснула.
- Какая же по настроению эта картина?
Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная. Сейчас я включу музыку, вы послушайте и скажите какая музыка подойдет к этой картине.
- Понравилась вам музыка? А что ощутили вы? Похоже это чувство на то, которое напевает картина?
Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт и композитор о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.
Задание на дом: придумать рассказ о зиме.
Физкультминутка:
«Деревья в лесу»
Руки подняли и покачали – Плавные покачивания
Это деревья в лесу. поднятыми вверх руками.
Руки нагнули, кисти встряхнули – Встряхивание рук.
Ветер сбивает росу.
В сторону руки плавно помашем Движения в соответствии
Это к нам птицы летят. с текстом.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад. (2 раза)