надежда терехина
Конспект логопедического занятия «Изучение картины И. И. Шишкина «Зима в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1
Тема: Изучение картины И. И. Шишкина «Зима в лесу»
Цель: Составление рассказа по сюжетной картине И. И. Шишкина «Зима в лесу»
Задачи:
а) обобщение представлений о зиме;
б) обогащение словаря по теме «Зима»;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Изучение картины И, И, Шишкина „Зима в лесу“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
в) совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней;
г) корректирование навыка рассказывания.
д) корректирование недостатков связной речи, речевого слуха;
е) воспитательные: воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине.
Используемые методы:
наглядные (демонстрация иллюстраций к рассказу, картинка «Тройка», картина И. И. Шишкина «Зима в лесу»);
словесные (беседа по вопросам, обобщающая знания детей по теме Зима»; рассказ – изложение нового материала).
Оборудование: музыкальный центр, музыкальная запись произведения А. Вивальди «Зима», картинка «Тройка», картина И. И. Шишкина «Зима в лесу», рассказ И. Соколова-Микитова «Зима в лесу» с демонстрацией сюжетных картинок.
Предварительная работа: Дети вместе с воспитателем на проулке наблюдают за зимними изменениями в природе. Проводится беседа об ощущениях, возникающих во время зимней прогулки. Знакомство с поэзией русских поэтов, чьи стихотворения посвящены зимнему времени года. Например, А. Пушкин «Зимняя дорога», Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», А. Фета «Снег да снежные узоры», С. Есенина «Береза».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед : Ребята, сегодня мы отправимся в сказочную зимнюю сказку, где увидим много красивых мест. А отправимся мы на волшебных конях, запряженных в тройку (демонстрация картинки тройки).
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
А. С. Пушкин
Вот мы с вами попали в зимний лес (демонстрация картины И. И. Шишкина «Зима в лесу).
(прослушивание музыкального произведения А. Вивальди «Зима». Создание эмоционального фона занятия).
2. Основная часть.
Логопед : Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Вы расскажите мне все, что знаете об этом времени года.
А сейчас расскажите о том, каким стало ваше настроение, когда вы услышали музыку А. Вивальди «Зима» и увидели картину И. И. Шишкина «Зима в лесу» (дети рассказывают о своем настроении).
Логопед : Я знаю, что к сегодняшнему занятию вы приготовили стихи, давайте послушаем их (дети читают выученные стихи).
Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима в лесу».
Логопед ь : Что изображено на этой картине? Постарайтесь описать деревья, землю, небо. Какое настроение у вас появляется при виде этой картины? Какие тона преобладают на картине и почему? (дети отвечают на поставленные вопросы).
Логопед : С вами на прогулке мы видели, что снег никогда не бывает абсолютно белым. Его цвет зависит от освещения. Расскажите о том, какой снег мы видели (ответы детей).
Логопед : Верно. Вот почему снег и иней на картине Ивана Шишкина не абсолютно белые. На них играют оттенки разных цветов, а каких вы мне сейчас назовете… (ответы детей). Какими еще словами можно охарактеризовать снег и иней на картине? Какой снег? (глубокий, мягкий, холодный, мокрый и т. д.).
Логопед : А иней какой? (пушистый, мохнатый, игольчатый и т. д.).
Логопед : Что вы можете сказать о деревьях, изображенных на картине? (высокие, покрытые инеем, мохнатые и т. д.).
Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Зима в лесу»
Рассказ И. Соколова-Микитова
«Зима в лесу»
Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжелыми белыми шапками накрылся и притих лес.
На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.
Вот у обглоданных осинок натропил ночью зайчишка-беляк.
Красивой цепочкой вьется по лесной опушке след старого лиса.
По самому краю поля, след в след, прошли разбойники-волки.
А через широкую наезженную дорогу, взрывая копытами снег, перешли лоси.
Много крупных и мелких зверей и птиц живет и кормится в накрытом снежною нависью, притихшем зимнем лесу.
Физминутка «Зимой»
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Работа с текстом рассказа.
Логопед : Давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали.
- С чего начинается рассказ? Как автор описывает зиму в лесу? Для чего нужен снег? (ответы детей).
- Что значит «белые шапки»? Что подразумевает под словом «шапки» автор? (ответы детей).
- О ком дальше говорится в рассказе? (ответы детей).
- Как вы понимаете слово «натропил», «наезженную», «нависью»? (ответы детей).
- Как заканчивается рассказ? (ответы детей).
Логопед : Молодцы! Вы отлично ответили на поставленные вопросы. А теперь еще раз послушайте рассказ, потому что вы будете его пересказывать. Внимательно смотрите на сюжетные картинки, они вам в этом помогут (повторное чтение рассказа).
Пересказ рассказа детьми с использованием сюжетных картинок в качестве зрительной опоры (пересказ детей).
3. Итог занятия. Оценка работы детей.