Буровских Ольга
Конспект НОД для детей старшей группы «Путешествие в Африку»
«Путешествие в Африку»
Конспект НОД для детей старшей группы.
Программное содержание.
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.
Задачи.
Образовательные:
1. Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
2. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли,.
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
3. Уточнить представления детей о животных Африки : особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.
4. Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и хищных животных (лев, гепард) Африки.
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Закрепить значение сложного слова (носорог).
3. Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации объясняя свой выбор.
4. Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
2. Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей.
Познание. Коммуникация. Социализация.
Предварительная работа.
1. Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.
2. Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)
3. Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».
4. Чтение стихов и отгадывание загадок про животных Африки.
5. Просмотр научно-познавательных фильмов «Удивительная Африка», «Великолепная семерка Африки».
6. Просмотр презентации «Кто в Африке живет?»
7. Составление описательных рассказов о животных.
Словарная работа: материк Африка, Индийский океан, Атлантический океан, пустыня Сахара, бархан, караван, скорпион,, черная кобра,, варан, одногорбый верблюд, верблюжья колючка, саванна, баобаб, гепард, водопой, джунгли, лиана, шимпанзе, горилла, бабуин, орангутанг.
Оборудование: минусовки «Чунга-Чанга», «Гудок парохода», «Звуки джунглей», демонстрационный материал «Пустыня. Животный мир пустыни», презентация «Саванна», головные уборы индейцев, амулет Дружбы, глобус.
Организационный компонент.
Ход занятия:
-Ребята, скажите какое время года сейчас? (ответы детей)
-Да, за окном мороз, холод, снег, но есть такие страны, в которых сейчас лето. Мы сегодня отправимся в путешествие в жаркие страны за амулетом Дружбы. Амулет Дружбы поможет нам меньше ссориться, жить дружно и весело. Этот амулет хранится у вождя племени Тумба-юмба.
-А теперь отгадайте, куда мы свами отправляемся.
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка)
-Ребята, покажите на глобусе, где же находится Африка. (дети показывают на карте Африку)
Берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан.
-А как называется материк, на котором мы с вами живем? (Евразия)
-Итак, нам пора в путь. Скажите, а на чем можно добраться до Африки? (ответы детей)
Раздается гудок парохода.
-В Африку мы отправимся на корабле. Нам нужно выбрать капитана и боцмана. (дети выбирают капитана и боцмана).
-Боцман, поднять якорь, наш корабль отправляется в плавание.
Звучит минусовка песни «Чунга-чанга».
Воспитатель смотрит в бинокль.
-Ребята, я вижу самое большое морское животное. Кто же это? (дети называют – синий кит). А вот мимо проплывает самая хищная рыба. Как она называется?
-Вот мы и добрались до Африки. Выходите из корабля, нас ждут приключения, друзья.
-Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?
-Конечно, пустыня. В Африке много пустынь –пустыня Калахари, пустыня Намиб. Но самая большая – это пустыня…Сахара (дети продолжают предложение).
Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
-Оказывается, могут. Растет в пустыне верблюжья колючка. У нее очень длинные корни, чтобы доставать воду, которая находится глубоко под землей
-К жизни в пустыне приспособились и животные.
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (верблюд)
Верблюда называют кораблем пустыни.
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля).
-А верблюд – это домашнее или дикое животное? (дети отвечают)
-Караваны верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей.
Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды, их еще называют… дромадеры.
-В пустыне обитают и другие животные. Воспитатель показывает картинки, дети называют животных (черепаха, сурикат, тарантул, черная кобра, рогатая гадюка, скорпион, варан).
-Нам пора отправляться дальше.
Повторите скороговорку:
У верблюда –верблюжонок, у черепахи-черепашонок.
-Дальше наш путь лежит через африканский луг - саванну.
Показ презентации «Саванна».
-1 слайд.
2 слайд
- Чем покрыта земля в саванне? (травой).
Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются? (ответы детей)
3 слайд Это баобабы (показ слайда). Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.
Понаблюдаем за обитателями саванны. Назовите самое высокое животное нашей планеты.
4 слайд.
-Конечно же, это жираф. Почему у жирафа такая длинная шея? (ответы детей) Чем питается жираф? (дети отвечают). Кроме длинной шеи, у жирафа есть длинный… язык. Жираф – хищное или травоядное животное? (ответы детей)
- Вот и африканские гиганты.
5 слайд. Это слоны. Самое удивительное у слона – хобот.
-Зачем слону хобот? (ответы детей) С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи может перенести довольно толстое дерево.
- Африканские коняшки одеваются в тельняшки… Что же это залошадки? (ответы детей)
6 слайд. Конечно же это зебры. Зебры травоядные или хищные животные?
- Название, какого животного состоит их двух слов?
(Ответы детей) Носорог.
7 слайд А почему его так назвали? (ответы детей)
-Носорог - травоядное или хищное животное? (дети отвечают)
-А каких хищных животных Африки вы знаете?
8 слайд. Это конечно же лев. Как его еще называют? (Царь зверей)
9 слайд. Самое быстрое животное на нашей планете – это. гепард. Он бегает со скоростью автомобиля – 100 км в час.
-В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:
“И петь не поет и летать не летает… Кто же это?
10 слайд -Это страус. За что же народ его птицей считает?”? У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца.
11 слайд. В саванне есть небольшие озера. Это… водопой. Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться.
Физкультминутка под музыку. «У жирафов пятна, пятна.
-Превращаемся в мартышек и пойдем теперь вприпрыжку.
-Мы с вами оказались в тропическом лесу. Как он называется? (ответы детей). Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Каких вы знаете обезьян? (дети назыывают – мартышка, горилла, орангутанг, шимпанзе, бабуин). В джунглях также можно увидеть разноцветных попугаев.
Звучит гудок парохода.
-Нам нужно спешить на корабль.
Дети садятся на корабль.
Итог занятия.
-Ребята, где мы с вами были? Кого мы видели в саванне? В пустыне? (ответы детей). Что вам больше всего понравилось?
-Вот мы снова оказались в нашем любимом детском саду. Амулет надо отнести в нашу группу, он поможет нам никогда не ссориться.
Вождь племени приготовил для вас подарки. Угощения детям, омулеты из леденцов.