Оксана Графова
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку со звуками [c] и [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в Африку со звуками [С] и [Ш]»
Выполнила:
Графова Оксана Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Василек»»,
г. Михайлов
2019 год
Цель. Совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте посредством дидактических игр.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в Африку со звуками [c] и [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать умение дифференцировать на слух звуки [с] и [ш];
- уметь называть слова с определенным звуком;
- уметь определять место звука в слове;
- уметь выделять последовательность звуков в простых словах.
- уметь делить слова на слоги (части).
Развивающие :
- развивать слуховое восприятие;
- развивать познавательный интерес;
- развивать восприятие темпа и громкости голоса;
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать, не перебивая друг друга;
- воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально.
Предварительная работа
Ознакомление с материком, животным миром Африки, ознакомление с перелётными и зимующими птицами.
Материалы и оборудование
Пазлы перелетных и зимующих птиц 2 сумки, шорты, шляпа, шарф, карандаш, игрушка, сандалии, сарафан, сачок, сапоги, косынка, картинки с животными: слон, носорог, страус, шимпанзе, лев, жираф, зебра.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап:
Воспитатель: Дети, вчера в библиотеке я увидела эту необыкновенную книгу (показываю книгу, сделанную своими руками). Она просто волшебная. В ней собрано много всего интересного. Например, много загадок. Хотите послушать?
***
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат -
это значит (Листопад)
***
С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись. (Дождь)
(Ответы детей)
Воспитатель: О каком времени года эти загадки?
(Ответы детей)
2. Ориентировочный этап:
Воспитатель: Да. Это загадки об осени.
Что происходит с животным миром в это время года?
Дети: Звери готовятся к зиме, а птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Какие птицы улетают? Как они называются?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Посмотрите, перед каждым из вас лежат пазлы с перелётными и зимующими птицами. Соберите их, пожалуйста. Назовите птиц, изображенных у вас на картинках.
Дети собирают пазлы с птицами: аист, ласточка, синица, сорока, снегирь, сова; соловей, скворец и называют их
Воспитатель: Какой звук спрятался во всех этих словах? (Какой звук объединяет эти слова)
Дети: Звук [с].
Воспитатель: Назовите мне перелётных птиц, в названии которых звук [с] встречается в середине
Дети: Ласточка, аист.
Воспитатель: Куда отправляются перелётные птицы?
Дети: В теплые края, на юг
Воспитатель: Что такое теплые края?
Дети: Места, где нет снега и всегда тепло
Воспитатель: Как вы думаете, где может быть такое место на нашей планете? Дети: В Африке, в Австралии, в Южной Америке)
Воспитатель: Да правильно. А как можно назвать Африку, Австралию, Южную Америку одним словом?
Дети: Это материки
Воспитатель: Давайте найдем на карте эти материки.
Воспитатель: А хотели бы вы побывать в теплых краях? Предлагаю отправиться в путешествие в Африку. Чтобы путешествие было интересным, нам необходимо много знать об этом материке. И поэтому мы его совершим вместе с волшебной книгой и со звуками [c] и [ш] Согласны? (ответ детей).
Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо собрать вещи. Вам необходимо поделиться на две команды. Одна команда звука [c], другая звука [ш]. Здесь у нас много различных предметов. Но ваша задача выбрать из всех команде звука С предметы в названиях которых есть звук [c], а команде звука [ш] в названии которых есть звук [ш]. Но не забываем, что мы отправляемся в Африку.
(на столе собранны предметы, в названии которых есть звуки [с] и [ш] : сандалии, игрушка Мишка, шапка, шарф, шорты, шляпа, лист бумаги, карандаш и т. д.)
Воспитатель: Ну, вот сумки мы с вами собрали, а как же мы попадем в Африку? Давайте выберем транспорт, на котором мы туда отправимся. Но помните, что с собой мы взяли только два звука [с] и [ш], а значит в названии транспорта обязательно должны быть эти звуки
Дети: Автобус, троллейбус, самолёт.
3. Исполнительный этап:
Воспитатель: Молодцы, ребята! Остановимся на самолёте, так будет гораздо быстрее. Приготовились к полёту.
Руки ставим мы в разлёт
Получился самолёт.
Взмах крыла туда-сюда
Делай раз и делай два!
Полетели ш-ш-ш-ш
Сел самолёт на шасси с-с-с-с-с
Воспитатель: Вот мы и в Африке. Африка – это царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Здесь обитают животные и птицы, а также растет много различных растений. Ребята, в моей волшебной книге есть вкладыш, а в нем много картинок с животными и птицами, среди которых есть те, которые живут в Африке. Хотите посмотреть каких? (Выкладываю на стол картинки животных и птиц). Я предлагаю вам выбрать себе одного животного или птицу.
Дети выбирают картинки.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на свои картинки. Вам необходимо назвать тех животных и птиц, названия которых начинаются со звуков [с] и [ш] (слон, страус, шимпанзе). Теперь назвать животных и птиц, в названии которых звуки [с] и [ш] стоят в середине (носорог). А есть ли животные, в названии которых звук [с] стоит в конце?
Дети: Нет. Молодцы.
Воспитатель: Ребята, в моей волшебной книге есть еще и скороговорки. Вот послушайте, пожалуйста:
Мышонку шепчет мышь:
“Ты все шуршишь, не спишь”.
Мышонок шепчет мыши:
“Шуршать я буду тише”
Давайте скажем эту скороговорку шёпотом. Молодцы!
***
Слон ходил по саванне.
Слон искал встречи со львами
Воспитатель: А теперь быстро. Хорошо у вас получается!
Ребята, скажите, а слон по размеру какой?
Дети: Большой
Воспитатель: А слово СЛОН короткое или длинное?
Дети: Короткое
Воспитатель: Посмотрите на мольберты. Что изображено на карточках?
Дети: Животные
Воспитатель: Каждое животное обозначено словом. Назовите всех животных, которые изображены на карточках. Давайте с вами определим, сколько частей в каждом слове. Как мы это можем проверить?
Дети: Прохлопать (вместе с детьми делим слова, хлопками, на части. После того, как все слова, обозначающие названия животных, разделили на слоги, предлагаю детям назвать из них самое длинное слово, с большим количеством слогов и самое короткое)
Воспитатель: Вы молодцы, ребята, все правильно определили и назвали.
Ну, что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться домой. Но мы не прощаемся с Африкой. Мы обязательно сюда вернёмся и еще не раз. Не забудем взять с собой нашу волшебную книгу и наши звуки, они нам еще пригодятся.
Приготовились к полету.
Руки ставим мы в разлёт
Получился самолёт.
Взмах крыла туда-сюда
Делай раз и делай два!
Полетели ш-ш-ш-ш
Сел самолёт на шасси с-с-с-с-с
4. Рефлексивный этап
Воспитатель: Ну, вот мы и дома.
-Понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)
-С какими звуками повстречались? (ответы детей)
5. Перспективный этап
Предлагаю детям в свободное время раскрасить домики для звуков [с] и [ш].
Список используемой литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издательство «Мозаика-синтез», Москва, 2014. - 365 с.
2. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.