Ольга Юданова
Конспект НОД для детей старшей группы «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по речевому развитию в старшей группе на тему : «Зима» с.
Программные задачи:
Образовательные:
• обобщить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.
• уточнить знания детей о признаках зимы и зимних явлениях;
Развивающие:
• развивать умение образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций;
Темочки:
• развивать навыки словообразования; речевое дыхание;
• активизировать словарь детей;
• развивать тактильное восприятие, координацию движений и речи;
• логическое мышление; совершенствовать грамматический строй речи;
Воспитательные:
• прививать любовь к поэтическому слову;
• воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Предварительная работа: Чтение стихов, рассказов, сказок о зиме и зимних явлениях, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, работа с календарём природы.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель:
Ребята! Отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сиди царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
Воспитатель: О какой царице говорится в загадке? (О зиме).
А тройка скакунов — что это? (зимние месяцы-декабрь, январь, февраль).
. Сегодня в детский сад пришло письмо от Зимы. Послушайте, что Царица Зима пишет : : «Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы все ждёте весну, но вы так мало знаете обо мне, что я решила не уходить и остаться ещё на три месяца. Если вы хотите, чтобы весна всё-таки наступила, тогда расскажите о зиме всё, что вы знаете».
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами расскажем зиме всё, что мы о ней знаем? (ответы детей).
Воспитатель: Зима какая?
Дети: Зима бывает холодная, белая, хмурая, ветреная, морозная, мягкая, пушистая, сказочная, длинная, красивая и т. д.
Воспитатель: Какие приметы зимы вам знакомы?
Дети: Выпадает снег, солнышко мало греет, день короче ночи, бушуют метели, иногда бывает оттепель, появляются сугробы.
Воспитатель: В какие игры вы любите играть зимой?
Дети: Зимой дети лепят снежную бабу, катаются на санках, с горки, катаются на коньках, ходят на лыжах, играют в хоккей, лепят снежки.
Воспитатель: Какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, 23 февраля, Масленица.
Воспитатель: Какой самый любимый праздник зимой у детей и взрослых?
Дети: Самый любимый праздник – Новый год.
Воспитатель: Кто является главными героями на новогоднем празднике?
Дети: Дед Мороз и Снегурочка.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Ну что, готовы?
Упражнение на речевое дыхание «Снежинка».
Кружатся снежинки (Дети выполняют движения по тексту.)
В воздухе морозном,
Падают на землю
Кружевные звезды. (Дети кружатся на носочках.)
Вот одна упала (Дети медленно приседают, показывая плавное падение снежинки.)
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка! (Дети делают вдохи, осторожно дуют на снежинку.)
Подожди немножко!
Дидактическая игра «Подбери слова»
Воспитатель: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет….
Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится….
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Воспитатель: Молодцы! А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру: «Один-много». Я вам буду называть один предмет, а вы мне много: снежинка – снежинки; сугроб – сугробы; метель – метели; сосулька – сосульки; снегирь – снегири; мороз – морозы.
Воспитатель: Молодцы, а теперь назовите зимние слова ласково.
Игра «Назови ласково» с мячом
Воспитатель: Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима— зимушка Санки- саночки
Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: Зимой все покрыто белым пушистым снегом, предлагаю поиграть со словом зима.
(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом зима).
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки —
Серебристые. (снежинки)
На поселке, на лужок
Все снижается. (снежок).
Вот веселье для ребят —
Все сильнее. (снегопад)
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка —
Это девочка (Снегурка)
На снегу — то, посмотри? —
С красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (снег)
Воспитатель: Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи?
Подберите похожие слова к словам:
Зима — (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);
Мороз — (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);
Лед — (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).
Динамическая пауза «Вот на улице мороз»
Вот на улице мороз! (Руки на поясе.)
Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа.)
Ни к чему нам бить баклуши, (Грозят правым указательным пальцем.)
Ну-ка, взялись все за уши: (Указательным и большим пальцем держаться за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.)
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)
По плечам похлопали, (Руки скрестили на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)
Ножками затопали! (Топают ногами.)
Воспитатель: Ребята, вы все такие молодцы. Ну а сейчас я вам предлагаю составить небольшой рассказ о зиме, используя мнемотаблицу. Ну что, готовы, тогда приступим. Я начну, а вы продолжите.
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
Рефлексия: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие вы все молодцы, со всеми заданиями справились. Вот и зиме понравился ваш рассказ о ней, теперь она точно уступит дорогу весне