Наталья Артемьева
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме «Птицы»
Незнайка: Здравствуйте друзья! Я вам тут картинки зверей принёс. (картинки птиц)
Дети: Это птицы. (называют птиц)
Воспитатель: Ребята, давайте объясним незнайке. Чем отличаются птицы от зверей.
Работа со схемой
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме „Птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
У птиц тело покрыто перьями, а у зверей шерстью. У птиц 2 ноги, а у зверей 4 лапы. У птиц 2 крыла, а у зверей нет. У птиц клюв, а у зверей нет.
Воспитатель: А знакомы ли вам эти птицы? А вы знаете игру с этими птицами?
Пальчиковая игра «Пой — ка»
Раздается звук скайпа.
На экране появляется бабушка.
Бабушка: Доброе утро. Ребята и взрослые! Я бабушка Агафья, живу в деревне Птицыно в Пермском крае. Ко мне каждый день прилетают птицы в поисках пищи. Я для них заготавливаю корм. Смотрите, вот и сейчас к окну подлетели птицы.
На экране появляется картинка окно с птицами.
Бабушка: Что это птички расчирикались? Что случилось?
(подводит детей к ответу : на улице стало холодно и мало корма)
Незнайка: Я сегодня когда шёл в детский сад, увидел птичку покормил её семечками подсолнечника. (показывает картинку ласточки)
Дети: Нет, ласточек сейчас нет, они улетели в тёплые края.
Воспитатель: Незнайка, это наверное была сорока, посмотри.
Незнайка: да. Похожа, я не рассмотрел, хвостик у неё длинный был.
Воспитатель: Ребята. А где же сейчас ласточки обитают.
Дети: Они улетели в теплые края.
Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают в тёплые края?
Дети: Перелётные птицы.
Воспитатель: Правильно, эти птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. А вот кукушка в одиночку улетают в тёплые края.
А почему они улетают?
Дети: Зимой для этих птиц нет питания и они боятся морозов.
Воспитатель: Найдите картинки с перелётными птицами.
Воспитатель: Правильно, ребята. Есть птицы, которые не боятся лютых морозов и метелей, и мы можем увидеть у нас около садика круглый год. Как называют таких птиц? (зимующие)
Найдите зимующих птиц.
Дети: клёст, ворона, сова, сорока, синица, голубь, воробей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать?
Ответы детей : снегири, свиристели.
Воспитатель: А как эти птицы называются?
Ответы детей : кочующими.
Найдите картинки кочующих птиц.
Воспитатель: Ребята, хотите, мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы»
Правила игры такие, если я буду называть перелетных птиц, вы будете изображать летающих птиц, а если я назову зимующих птиц, вы должны присесть на корточки. Только нужно быть очень внимательными.
(Воробей, ласточка, голубь, аист, утка, ворона,сова, лебедь, сорока, синица, скворец.)
Воспитатель: Кто это подает голос за окном?
Дети: это голоса птиц.
(Отгадай чей голос? Воробей, Дятел, кукушка, ворон, голубь. Клёст)
Воспитатель: Ребята, что вы знаете про эту птицу?
Дети: У нее клюв скрещен.
Воспитатель: А давайте обратимся к энциклопедическим знаниям. Для этого нам поможет энциклопедия.
Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.
Строят клесты свой зимний домик для птенчиков – свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли. Строит гнездо самочка – мама будущих птенчиков. А самец – папа–клест ей помогает. Теплый прочный дом получается у клестов! Не страшны в таком домике ни мороз, ни вьюга!
Мороз на улице такой, что люди даже в парках не гуляют, домой поскорее спешат. А мама-птичка в это время сидит на гнезде, никуда с него не улетает. В гнезде у нее 3-4 мелких яйца, из которых скоро ее маленькие детки — клестята вылупятся. Две недели сидит мама будущих клестят на заснеженных ветках. Нельзя ей улетать – надо птенцов высиживать!
А как же питается в это время мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время? (дайте время малышу подумать и попытаться найти ответ на вопрос) Конечно, помогает маме в это время папа – клест, который приносит ей корм и заботится о ней.
Когда появляются на свет клестята, мама тоже от них не отходит ни на минутку – сидит на клестятах и их согревает своим телом.
Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Конечно же, особая еда — детская — ту, что детям дают, чтобы они хорошо росли. А что же это за еда такая очень полезная? (Пусть малыш попробует назвать полезные продукты, которые ему известны, и попробует догадаться, какие из них могут быть нужны маленьким птенчикам-клестятам) :
«Что ты ешь по утрам? Кашу. А какую кашу? (Гречневую, овсяную, пшенную, манную – вспомните вместе с малышом). А клестятам тоже нужна каша, но другая - птичья – еловая каша! И такой каши много бывает только зимой, ведь получается она из … шишек!
На экране появляется письмо.
Воспитатель: Ребята, смотрите бабушка прислала нам конверт с загадками.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (воробей)
Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички —. (ласточки)
Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (журавли)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Не ворона, не синица, —
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)
У неё глаза большие,
Хищный клюв — всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (сова)
Это старый наш знакомый :
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист)
Бабушка: Молодцы, много вы о птицах знаете. Наступили морозы, намела зимушка-зима снега, скрыла всю землю. А чем же птицы будут питаться?
Ответы детей :
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Овес едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
Сырое сало – лакомство для синиц, поползней и дятлов. Сало подвешивают на ниточках за окном или в кормушках.
Бабушка: Ребята. Я совсем забыла. У меня на печке семена подсолнечника сушаться для птиц. Нужно с печки их срочно убирать, чтобы не пересохли. До свидания друзья!
Воспитатель: до свидания бабушка, до новых встреч.
Воспитатель: а где же мы будем птиц кормить?
Воспитатель: Правильно, вот и давайте смастерим для птиц столовую. (варианты кормушек)