ольга костюк
Конспект НОД для детей средней группы по формированию целостной картины мира «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей средней группы по формированию целостной картины мира «Птицы»
Интегрированные цели:
Образовательные: Создать условия для расширения знаний детей о жизни птиц в холодное время года, об их повадках, питании. Создать условия для формирования представления о видах питания зимующих птиц.
Публикация «Конспект НОД для детей средней группы по формированию целостной картины мира „Птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие: Развивать зрительное восприятие, координацию движений. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок. Развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц.
Воспитательные: Воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях, сопереживание, сочувствие.
Материалы: ноутбук и плазма; аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; кормушка; картинки с изображением воробья, снегиря, синицы; три блюдца с ягодами рябины, семечками, шишкой, кусочек сала; дидактическая игра «Покорми маленькую птичку».
Предварительная работа:
• наблюдение за птицами во время прогулок;
• рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»;
• дидактическая игра – пазлы «Птицы зимой».
Ход
Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие?
- Правильно – это домик для птиц, это кормушка. А для чего она нужна? (ответы детей).
– Какое сейчас время года? (Зима). А разве не все птицы зимой улетают в теплые края? Какие птицы остались? (воробей, сорока, ворона, зарянка, синица, голуби, снегирь).
Отгадывание загадок, и демонстрация наглядного материала (картинки зимующих птиц отгадки).
- Ребята, но раз так много птиц осталось с нами зимовать, то почему они пролетели мимо. В кормушке нет ни одной птички. Они не сели на мою кормушку? (в кормушке нет корма)
- Но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой? Ребята, давайте попробуем вместе лучше узнать птиц. Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек:
1. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
2. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).
3. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает (воробей).
- Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать? (зимующие).
- Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (Ответы детей).
Воспитатель подводит итог и перечисляет все признаки: у всех птиц есть туловище, голова, крылья, лапки, клюв, хвост, а тело покрыто перышками).
- Зачем птицам крылья? (летать)
- Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки)
- Зачем птицам клюв? (есть, пить)
- Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает: - Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные : воробьи и синички любят сидеть на кустиках, снегири на веточках рябины.
- Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички.
Физкультминутка «Веселые синички».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
- Синички - ребята попрыгали, размялись и захотелось птичкам покушать. Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под осенним одеялом – листвой, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм. Кто может им помочь зимой? (человек, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм).
Есть даже такой день «Синичкин». Люди заметили, что, когда наступают холода, птицы прилетают ближе к людям за помощью, происходит это 12 ноября.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
- Ребята, скажите, чем питаются птицы? (Ответы детей)
- Правильно, ребята. Хотите, узнать, какая птица, чем питается? Сейчас птички вам сами об этом расскажут.
Просмотр презентации о зимующих птицах (воробей, синица, снегирь).
- Ребята, скажите, чем питаются птицы? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает:
- Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками.
- Синицы питаются зёрнышками, любимое их лакомство – сало.
- Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клюву. Показывает блюдце с ягодами рябины.
- А теперь давайте потренируемся кормить птичек.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Галки да вороны
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
Дидактическая игра «Покорми птичку».
- Посмотрите внимательно, у нас на столе блюдца: с рябиной, хлебными крошками, семечками, шишкой.
- Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.
Рефлексия.
- Дети, вместе мы разобрались, что надо положить птицам в кормушку. Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем на прогулку – подвесим ее на ветку дерева для наших пернатых друзей.