Валентина Жевлакова
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста «На помощь пернатым друзьям» по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение представлений о перелетных птицах.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с особенностями жизни перелетных птиц нашего края в весенний период;
2. продолжать учить строить поделку из конструктора по заданной схеме;
3. развивать умение употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, делать элементарные выводы и умозаключения;
4. совершенствовать конструктивные навыки в работе с конструктором «Волшебные палочки»;
5. воспитывать желание оказывать помощь, заботливое отношение к птицам.
• Приоритетная область:
Публикация «Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста „На помощь пернатым друзьям“ по познавательному развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
«Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы)
• В интеграции: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Подготовка к организации:
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок про птиц и весну; конструирование из конструктора «Волшебные палочки».
Словарная работа: перелетные, пернатые друзья, Айболиты леса.
Подготовка к проведению:
Материалы: картинки птиц, иллюстрации с жилищами птиц, иллюстрации «Заботы перелетных птиц»; аудиозапись «Голоса птиц», магнитофон; конструктор «Волшебные палочки», карточки-схемы построения бабочки.
Воспитатель (у окна): Ребята, подойдите, пожалуйста, посмотрите, что это к нам залетело?
Дети: перышко.
Воспитатель: Кто же мог обронить это перышко?
Дети: птичка.
Воспитатель: Скажите, какое перышко?
Дети: легкое, нежное, пушистое, гладкое.
Воспитатель: Ребятки, наше перышко не простое, а волшебное! Оно принесло нам письмо. Что же может быть написано в письме?
Письмо: «Здравствуйте, ребята! Я проделало долгий путь, чтобы побывать у вас в детском саду и рассказать вам о птицах».
Воспитатель: О ком хочет нам рассказать перышко?
Дети: о птицах.
Воспитатель: Действительно, с приходом весны к нам возвращаются перелетные птицы. Почему их называют перелетными?
Дети: Потому что на зиму они улетают в теплые края, а весной возвращаются на Родину.
Воспитатель: А еще птиц называют – пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют? (Показываю птицу. Дети рассматривают её и объясняют название «Пернатые друзья».)
Дети: Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, которые вредят растениям. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас.
Воспитатель: Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья, а ещё их называют Айболитами леса. Как вы думаете, почему птиц называют Айболитами леса?
Дети: Потому что они спасают деревья от вредителей.
Воспитатель: Птицы охраняют наши леса, сады. А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?
Дети: Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой.
Воспитатель: Да, ребята, друзей надо беречь. Вот поэтому 1 апреля считается Всемирным Днём птиц. Если мы спасём одну птицу, мы спасём несколько деревьев.
Воспитатель: Ребята, оказывается, мы еще не все письмо прочитали. Есть еще продолжение. Хотите узнать, о чем написано в письме дальше? Прочитаем.
Дети: да.
Письмо: Когда птицы летели на Родину из теплых стран, с ними случилась беда, у них пропал голос – они не могут петь. А если они не будут петь – не наступит весна. Как быть?
Воспитатель: Ребята, что же будем делать?
Дети: Нужно помочь птицам, спасти их.
Воспитатель: Действительно, надо помочь. Но чтобы помочь птицам, нам необходимо выполнить задания. Они сложные, будет не просто. Но я уверена, вместе вы справитесь со всеми заданиями, и наши птички снова запоют.
Первое задание
1.«Хотела галка пить»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, банка, а в ней немного воды. Галка хочет напиться воды, но не может. Почему не может напиться? Как сделать, чтобы Галка до воды достала?
Дети: Вода на дне, Галка не достает.
Опыт «Послушная водичка»
Аккуратно набросать камешек в банку, вода постепенно поднимется. Что происходит? Вода поднимается вверх, увеличиваясь в объёме, так как мы добавляем туда камешки. И галка теперь может напиться.
Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили задание?
Дети: да
Воспитатель: Напилась Галка воды, взмахнула крыльями и полетела.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Мы с вами выполнили первое задание, но есть и второе задание, чтобы спасти птиц. Выполним его? Поможем птицам?
Дети: да.
Воспитатель: Мы с вами выполнили первое задание, но есть и второе задание, чтобы спасти птиц. Выполним его? Поможем птицам?
Дети: да
Второе задание
2. «Каждой птичке своё место»
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на своё место. Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли прилетели эти птицы.
Показываю изображения птиц и под ними неправильное место прилёта. Дети, прослушав стихотворение, перемещают изображение птицы на своё место прилёта)
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(грач - пашня)
2. Кто прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(ласточка – гнездо под крышей дома)
3. Есть на дереве дворец.
Во дворце живёт певец.
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет.
(скворец - скворечник)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились и со вторым сложным заданием. У нас осталось последнее задание. Я уверена, что с ним вы тоже справитесь.
Третье задание
Воспитатель: Ребята, когда птицы к нам возвращаются, у них появляются заботы. Кто знает, какие заботы у них появляются?
Дети: гнезда построить.
Воспитатель: Гнёзда поправить или построить новые. Вот гнёзда готовы, какая следующая забота у перелётных птиц?
Дети: отложить яйца, вывести птенцов.
Воспитатель: Они их кормят, заботятся о них, учат летать. Птицы очень заботливые родители. А чем кормят птицы своих птенцов?
Дети: Насекомыми.
Воспитатель: Но насекомых нет, мы можем сделать из конструктора «Волшебные палочки».
Но перед тем как начать работу, давайте поиграем с нашими пальчиками.
Птицы прилетают. С наступлением весны,
Птицы прилетают.
Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. -Пальцы рук сжимаем в кулаки и разжимаем.
А грачи у лужицы-Ладони соединяем вместе чашечкой.
Шумной стайкой кружатся. -Круговые движения кулачками рук.
Журавли летят, торопятся,-Пальцы обеих рук расставляем,большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.
А малиновка и дрозд,
Занялись устройством гнезд. -Пальцы рук соединяем в замок, ладони открыты.
3. «Накорми птенца»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат карточки с подсказками. Рассмотрим поочередность построения насекомого.
Работа за столами с конструктором «Волшебные палочки»
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Справились со всеми заданиями.
Воспитатель: Ребята, слышите, птицы запели. Что у них появился?
звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Дети: У них появился голос.
Воспитатель: Нравится вам песенка птичек?
Дети: да.
Воспитатель: А как вы думаете, она веселая или грустная?
Дети: веселая.
Воспитатель: А почему их песенка веселая?
Дети: потому что мы помогли им, у них появился голос, а значит, наступит весна.
Воспитатель: И у меня радостное настроение от того, что вы, со всем справились и помогли птичкам. А сейчас мы с вами пойдем на прогулку и посмотрим, может птички и на нашем участке поют – весну зовут.