ирина васютина
Конспект НОД с элементами ТРИЗ для детей 5 лет на тему «Рассматривание репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей 5 лет
тему «Рассматривание репродукции картины
И. С. Остроухова «Золотая осень» (Элементы ТРИЗ)
Цель: Закрепить знания детей об осени - времени года, активизировать и расширить словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Задачи: Формировать умение проникать в картину, развивать фантазию и воображение детей, создавая необходимое настроение. Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её, делиться впечатлениями.
Воспитывать интерес к дальнейшему рассматриванию пейзажа.
Вызывать у детей эмоциональное отношение к картине, эстетическое видение явлений природы.
Развивать у детей воображение, творчество, умение видеть в живописи средства выразительности – цвет от яркого до темного, форму от мелкой до крупной.
Активизировать словарь: зеленоватые, золотистые, узорчатые.
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин И. С. Остроухова
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? Послушайте загадку:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осенью)
Воспитатель: Скажите, какие изменения происходят в природе с приходом осени?
Дети: Деревья окрашиваются в разные цвета, а затем осыпаются, звери заготавливают запасы к холодам, перелетные птицы улетают в теплые края, некоторые животные ложатся на зимнюю спячку.
Воспитатель: Ребята, послушайте, какое красивое стихотворение я вам прочитаю, его написал русский поэт А. С. Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Воспитатель: Что вы представляете, слушая эти стихи?
Дети: Осенний лес.
Воспитатель: Молодцы! Но не только поэты любят писать об осени. Композиторы сочиняют музыку, а художники пишут картины. Посмотрите в нашем природном уголке есть много репродукций с изображениями осени. А хотите отправиться в осенний лес (ответы детей) Ну – ка осень 1. 2. 3 красоту нам свою покажи. (Воспитатель одевает корону и превращается - Осень) Вот мы с вами и в лесу, в гостях у меня. Давайте вообразим что мы пришли на опушку леса и погуляем по картине которую написал художник И. С. Остроухов. «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)
(Дети слушают музыку и рассматривают картину.)
Осень : Радостно или грустно звучала эта музыка?
Дети: Грустно, печально.
Осень : Да, ребята, музыка грустная, печальная. Мелодия звучала нежно и светло. Вот так композитор чувствовал осень.
Осень : А давайте я вас немного развеселю мы послушаем песенку про осень и немного повеселимся.
Физкультминутка: «Осень в косынке к нам пришла» (Повторение движений за педагогом).
Осень : Давайте посмотрим на картину : что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. (Ответы детей)
Осень : Что изображено на картине? (ответы детей : лес, природа,река) Картина, на которой изображена природа называется? (ответы детей – пейзаж)
О чем эта картина? (об осени)
Как вы думаете, почему художник назвал картину «Золотая осень»? (ответы детей)
Какие цвета использовал художник при написании этой картины? (желтые, оранжевые, зеленоватые, узорчатые)
Какие это краски: холодные или теплые? (теплые)
Что изобразил художник? (Лес, луг, речку)
Что на картине нарисовано близко к нам, на переднем плане.
(Художник изобразил деревья.)
Осень : Как называются деревья? (Березки) Расскажите о них. Какие они?
Дети: Они тоненькие, с белыми стволами, листочки желтые с красным оттенком. А у тех, которые чуть дальше, листва желтая и зеленоватая.
Осень : А что, изображено на дальнем плане, что вы видите? (Много березок.) Как такую группу называют
Дети: «роща».
Осень : Как художник изобразил эти деревья? видны ли листья на этих березках?
Дети- (Нет)
Осень : Действительно, их не видно, потому что деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.
Осень : Какого цвета трава на лугах? (Зеленого.) Посмотрите внимательно? (ответы детей) Нет, она где-то коричневато-зеленоватая, где-то желтоватая и даже бурая.
Осень : А какого цвета изображена река? (Ответы детей) Близко к нам она синеватая, есть даже немного фиолетового цвета. А вдали она какая? (Нежно голубая.) Почему? (Ответы детей)
Осень : Синие и голубые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-голубые краски.
Осень : Каких красок больше – теплых красок или холодных (Ответы детей - Теплых)
Осень : Посмотрите какое небо на картине? (Голубое, с белыми облачками)
А солнце? (ответы детей)верно. Его не видно, но мы видим тени от деревьев, листва на деревьях изображена ярко желто-оранжевым светом!
Так художник рассказывает о том, что ему понравилось. Природа на картине изображена радостной, нарядной, теплой, светлой и торжественной.
Осень : Ребята, ну что ж нам пора возвращаться в группу Ну – ка осень 1, 2. 3. – ребятишек в сад верни.
Воспитатель: Ребята, понравилась ли вам путешествовать по картине? (ответы детей) Скажите, а какой художник нарисовал эту картину? (И. Остроухов)
А как она называется? (Золотая осень)
А что вам больше всего понравилось? Может кто то по- другому назвал бы картину?
Ребята, я предлагаю репродукцию этой картины поместить в уголок природы и любоваться ее красотой.
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Всем спасибо! До свидания!