Ольга Мосевнина
Конспект НОД «Рассматривание картины с проблемным сюжетом «Зимние заботы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
Тема. Рассматривание картины с проблемным сюжетом
«Зимние заботы»
Воспитатель: Мосевнина О. В.
Цели.
1. Учить детей отвечать на вопросы по картине с проблемным сюжетом полными предложениями, слушать рассказ;
2. Активизировать словарный запас детей;
3. Закреплять навык звукового анализа, умение называть слова на звуки с и с;
4. Закреплять умение работать со схемой слов и определять место звука с и с в слове;
Публикация «Конспект НОД „Рассматривание картины с проблемным сюжетом „Зимние заботы“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
5. Развивать чувство ритма, чувство рифмы;
6. Развивать общую и мелкую моторику, согласование движений с речью.
7. Развивать слуховое, зрительное внимание, долговременную память, логическое мышление.
8. Воспитывать положительное эмоционально-ценностное отношение к природе, умение слушать ответы сверстников, чувство уважения к их мнению.
Оборудование. Картина «Зимние заботы», снежинка на палочке, магнитофон, дерево с птицами и схемами.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Дети встают в кружок. Звучит музыка «Зимняя сказка»
Воспитатель: Ребята, послушайте какая волшебная, сказочная музыка звучит. Сегодня мне приснился сказочный сон. Приснилась мне красавица, волшебница в бело- голубом наряде с длинными снежно-белыми волосами. Идет она, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Как вы думаете: кто же мне приснился?
Дети: -Это Зима.
Воспитатель: Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.
Воспитатель: У зимы есть очень много друзей. Самая лучшая подружка Зимы – снежинка. Подставляйте ладошки. Кому снежинка на ладошку опустится- тот назовет любое зимние слово со звуками с или с
Подбор «зимних» слов: снег, сосулька, снеговик, снежный комочек, санки, снегоход, снегокат, Снегурочка, синица, снегирь, снежок, сугробы, снегоуборочная машина, снежинка и т. п.
Воспитатель:- Молодцы. Вы подобрали много зимних слов
Дети садятся на стулья.
2. Беседа по картине.
– Картина «Зимние заботы» Ткаченко Т. А.
В. : --Я хочу вам показать удивительную картину. Посмотрите внимательно. Какое время года изображено на картине? Действительно ли на улице зима? Почему вы так решили?
Дети:- На улице зима, потому что деревья стоят голые.
На улице зима, потому что дети одеты в зимнюю одежду.
На улице зима, потому что на домах, на земле лежит снег.
В. : А на этой картине тоже живут слова со звуками с и с. Назовите эти слова.
(дети называют слова)
В. :-- А вам нравится когда выпадает много снега? Почему?
Дети:-- Нравится. Потому что можно играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика.
В. :-- Я думаю, что и этим ребятам нравится снег. Они даже слепили снеговика. А чем они сейчас заняты?
Дети:--Они лепят домик.
В:--А что это за домик? Он такой маленький…
Дети:-- Это домик для собаки—будка, конура.
В:--Как вы думаете, у этой собаки есть дом, хозяин или она бездомная? Почему вы так решили?
Дети: --Наверно, она бездомная, потому что она очень грустная, одинокая.
В:--А как собака могла стать бездомной?
Дети:-- Ее могли выгнать плохие хозяева. Она могла потеряться.
В: --Подумайте: что бы могла сказать собачка детям, если бы умела говорить?
Дети (жалобно) :-- Ребята, мне так холодно! Спрячьте меня, пожалуйста, чтобы я могла согреться и накормите.
Ответы 2-3 детей.
В:--А что сказали ребята, когда увидели замерзшую собаку?
Дети: -- Ребята сказали: «Ой, какая несчастная собачка. Нам так жалко ее. Давайте накормим ее и построим ей домик из снега.»
Ответы 2-3 детей.
В. :-- От чего спасет такой снежный домик?
Дети: --Снежный домик спасет от сильного ветра, от вьюги, от падающего снега.
В. :-- Из чего еще можно сделать будку?
Дети:--Будку можно сделать из кирпичей, из веток, из металла, из песка и т. п.
В. :-- Чем могла окончиться встреча детей и собаки?
Дети:--Дети могли оставить собаку жить в своем дворе и ухаживали за ней.
Во двор мог прийти хозяин собаки и найти ее.
Кто-то из детей мог взять собачку к себе домой.
В:--Как бы вы назвали эту картину?
Дети:-- «Зимние забавы», «Случай во дворе», «Зимние заботы» и т. п.
3. Динамическая пауза. В кругу.
Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе
Очень гладкий, гладят одной ладонью другу)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)
Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок)
И. сломаем. (Топают.)
4. Слушаем рассказ.
Воспитатель: Мне захотелось составить рассказ, послушайте его.
читает рассказ.
«Был воскресный зимний день. Трое друзей: Сережа, Витя и Андрей – вышли во двор на прогулку. Ребята решили слепить снеговика и стали катать комки из снега. Снег был липким, хорошо лепился и скоро посреди двора появился снеговик с красной морковкой вместо носа.
Вдруг под деревом ребята заметили маленькую серую собачку. У нее была гладкая шерсть. Совсем не спасавшая от мороза. Бедная маленькая дворняжка дрожала от холода и поднимала то одну, то другую лапку. Она грустно смотрела на детей, как будто хотела сказать: «Помогите мне!»
Сережа первым предложил построить домик для бедняки. Ребята быстро слепили будку из снега: сделали ровные стены, покатую крышу, маленький полукруглый вход. Когда постройка была готова и друзья уже собирались поселить в нее собачку, раздался крик: «Тишка! Тишка! Ко мне!» Всем сразу стала очень весело и было совсем не жалко напрасного труда.»
5. Работа со схемами слов.
Воспитатель: Кто еще нуждается в нашей помощи зимой?
-Зима трудное время для птиц.
-Посмотрите на дерево и назовите птиц, которые сидят на веточках?
-Как одним словом назвать?
-Почему зимующие?
-Помогите рассадить птиц на свои места.
В названии каждой птицы живет звук с или с. Рассмотрите схемы слов, определите, какой птице соответствует данная схема. Определите в какой части слова находится звук, дайте ему характеристику (гласный или согласный, мягкий или твердый)
6. Итог НОД.
Воспитатель: Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы по картине, помогли не только собачке, но и зимующим птицам. Добрые дела всегда делать радостно. Вечером, попробуем вместе составить рассказы по картине и нарисовать будку для собачки.