Марина Коновалова
Конспект НОД детей старшего дошкольного возраста «В мире кукол и людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «В мире кукол и людей».
Задачи:
- Учить находить общее и отличия между куклой и человеком и отражать это в речи;
- Закрепить знания детей о роли в жизни человека таких органов, как сердце, глаза, и рот, необходимости о них заботиться;
- Развивать умение сравнивать и самостоятельно приходить к выводу – люди и куклы похожи только внешне, внутренне они разные – живые и неживые;
- Развивать навыки зрительного, тактильного и осязательного обследования;
Публикация «Конспект НОД детей старшего дошкольного возраста „В мире кукол и людей“» размещена в разделах
- Формировать умение делать умозаключение через систему рассуждений;
- Развивать коммуникативные навыки, умение работать в парах и группой;
- Воспитывать познавательную активность в процессе наблюдений, сравнений.
Материалы: куклы – Барби и другие по числу детей, картинки с изображением глаза, сердца, рта и их функциями, платок для игры «Слепой и поводырь», мягкие модули, аудиозапись «Куклы-неваляшки», задания от Барби – (голубой конверт - для мальчиков, «Найди отличия» - картинки из мультфильма «Фиксики», розовый - для девочек, «Собери бусы», плоскостное изображение сумки от Барби с прикреплённым сзади мешочком; в нём кусочки овощей и фруктов).
Ход занятия:
Здравствуйте! Сегодня к нам в гости пришла кукла Барби и её подружки.
Кукла: Здравствуйте, дети! Мы пришли к вам в гости, чтобы узнать ответ на вопрос: «Почему мы куклы не можем быть людьми? Мы ведь так похожи. У нас, у кукол все, как у вас. Я вам сейчас это докажу. Поиграем в игру: «Покажи, не ошибись!» Я буду называть части тела: «У меня 2 уха», а вы показывать и проговаривать: «И у нас по 2 уха, и у нас по одному носу.» Итак, начнём - у меня 2 руки, 2 ноги, 2 губы, 2 щеки, 2 глаза, 1 рот, 1 лоб, 1 голова, 1 подбородок, 1 живот, 1 спина, 1 язык, 2 брови, 2 пары ресниц, 2 коленки, 2 локтя, 1 шея, 2стопы, 10 пальцев.
1. Ребята, как же нам ответить Барби на её вопрос? Да, мы действительно похожи, но давайте поищем отличия. Где у человека находится сердце? (в груди слева). Посмотрите, как оно выглядит (картинка). Зачем человеку сердце? (чтобы жить). Давайте послушаем друг у друга сердце. Что вы слышите? (сердце стучит, бьётся, работает). А как вы думаете, когда сердце стучит быстрее? (когда-то боимся чего-то, бежим). Давайте проверим. Мы стояли спокойно, а теперь пробежимся на месте – быстрей, быстрей. Остановимся и снова послушаем друг у друга сердце. Также стучит? (быстрее, сердце будто колотится, ускоряется ритм сердца). А теперь послушайте сердце у кукол (не стучит, у кукол нет сердца, куклы неживые). Вот мы и нашли одно отличие. Сердце у человека всегда работает – и когда он спит, и когда двигается, поэтому мы должны его беречь, заботиться о его состоянии. Как нам это сделать? (надо тренироваться,, соблюдать режим дня, отдыхать, гулять на свежем воздухе, есть полезные продукты, заниматься физкультурой). Предлагаю вам взять кукол и вместе с ними сделать упражнения под музыку (звучит аудиозапись «Куклы-неваляшки», дети выполняют упражнения вместе с воспитателем).
2. Посадите куколок на стулья. Ой, ребята, вы знаете, я что-то не найду свои очки. Поможете мне поискать? Я их положила в красивый золотистый футляр. Где же он? (дети находят на подоконнике). Спасибо, посмотрите, на подоконнике ещё и конверт какой-то. Сейчас одену очки и прочитаю на конверте: «Загадка». «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят». Что это? (глаза). А зачем человеку глаза? (чтобы видеть друг друга, разные предметы, читать, различать цвета, составлять пазлы; чтобы не упасть, когда идёшь). Правильно. А брови и ресницы? (брови и ресницы защищают глаза от пота, грязи и пыли). Правильно (выставляется картинка с изображением глаза). Попробуйте закрыть глаза. Что произошло? (мы ничего не видим, темнота).
3. А хотите поиграть в игру «Слепой и поводырь»? Кто такой поводырь, ребята? (тот, кто ведёт слепого за руку). Правильно. Задача поводыря - аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе», оберегая его от столкновений с различными препятствиями (стулья, мягкие модули, дети, расставив руки и ноги и замерев в разных местах группы). Обсуждение после игры : «Легко ли было в роли слепого? Доверял ли ты поводырю? Что ты чувствовал?» Затем дети меняются ролями.
Посмотрите друг другу в глаза. Какие они у вас? (Красивые, выразительные, грустные, веселые; серые, голубые, карие, зелёные). А по выражению глаз можно определить настроение человека? (ответы детей). Конечно, даже общаться можно с помощью глаз. Давайте попробуем показать глазами, как мы злимся, теперь – как будто нам стыдно, а теперь попробуем указать глазами на дверь, на окно, на кукол. Теперь посмотрите на своих кукол и на их глаза. Вы заметили отличие? Расскажите пожалуйста (У кукол всегда одно и то же выражение глаз, куклы не могут двигать глазами, у кукол глаза сделаны из пластмассы). Вот, Барби, мы и второе отличие кукол от людей нашли.
А что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми? (Оберегать глаза от ударов и острых предметов; не смотреть долго и близко телевизор; нельзя без перерыва играть в игры в компьютере, телефоне; не тереть глаза грязными руками; умываться, выполнять гимнастику для глаз). А вы умеете делать гимнастику для глаз? Покажите Барби и её подругам. (по показу воспитателя).
«Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз (посмотреть на кончик носа,
А с него свалилась вниз (посмотреть на пол)»
4. Ну, а теперь, раз вы все у меня такие глазастые, то легко выполните задания от Барби – «Продолжи ряд» (чередование геометрических фигур). Голубой конверт - для мальчиков, розовый - для девочек. Подходите к столам и начинайте. Посмотрим, кто быстрее справится – мальчики или девочки?
5. Ребята, а в чём же самое главное отличие человека от куклы? (кукла не умеет говорить, общаться). Правильно. А с помощью чего мы общаемся? (с помощью рта). Что есть во рту? (язык. зубы, нёбо, горло). Выставляется картинка с изображением рта и его функций. Посмотрите на кукол, у них ведь тоже есть рот. В чём отличие? (у кукол нет языка, рот не настоящий; кукла говорит и кушает понарошку, рот из пластмассы, кукла молчит). Правильно, вот и третье отличие.
6. А у Барби есть ещё один сюрприз для вас – сумочка с секретом (плоскостное изображение сумки с прикреплённым сзади мешочком; в нём кусочки овощей и фруктов). Нужно закрыть глаза и угадать, что там? Кто самый смелый? (дети по очереди достают из мешочка кусочек фрукта или овоща, на вкус определяют и называют его). Молодцы, вы все правильно узнали на вкус, что было в этом чудесном мешочке, хоть и глаза у вас были закрыты.
6. Давайте подведём итоги. Какой вопрос нам задала Барби в самом начале? («Почему куклы не могут быть людьми?»). Мы искали с вами отличие человека и куклы (выставляются все три картинки с их функциями – сердце, глаз и рот). Какой вывод можно сделать? (Кукла и человек похожи только внешне. С куклой можно только играть, она не может по-настоящему двигаться, дышать и т. д).
А что вам понравилось сегодня? (угадывать на вкус, играть в «Слепого и поводыря», общаться глазами, слушать друг у друга, как стучит сердце, танцевать с куклами).