Ольга Николаевна Солоцкая
Конспект НОД «Буква У» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление понимания детьми звукобуквенной связи.
Задачи:
Образовательные:
закрепить понятия: «гласный звук», «гласная буква», «слог»,
закрепить образ буквы «У»;
продолжать формировать навыки сложного позиционного анализа на примере
односложных слов (звук в середине слова);
познакомить с понятием «ударный слог».
Развивающие:
развивать общие речевые навыки (дыхание, голос, артикуляцию, интонационную
выразительность, темп и ритм речи);
развивать музыкальный и фонематический слух;
Публикация «Конспект НОД „Буква У“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
развивать фонематические представления и фонематический слух;
развивать общую, ручную, тонкую, артикуляционную моторику.
Воспитательные:
воспитывать познавательную активность;
продолжать формировать умение согласовывать собственный игровой замысел с
замыслами сверстников;
воспитывать доброжелательность, чувство сопереживания;
воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей.
Материалы и оборудование:
схемы для опознавания звуков и букв;
куклы-перчатки:дед, бабка, внучка, лиса, волк.
схемы для опознавания звуков и букв;
авторское магнитное пособие «Фонематический квадрат»,
набор магнитных карточек для составления слов и звукового анализа;
аудиозаписи: А. Шнитке «Зимняя дорога», логопедическая распевка «Музыкальная
голосилка Т. С. Овчинниковой.
пластмассовая прозрачная ёмкость;
дрова
мольберт; ширма, фанерный домик;
деревянные ложки;
звёздная сеть с контроллером, ширма, фанерный домик, дрова;
палочки счётные, Кюизинера.
Предварительная работа:
Ознакомление детей с понятиями «звук», «буква», «слог»;
Формирование навыков простого фонематического анализа;
Чтение сказки, просмотр мультфильма по мотивам русской народной сказки «Лиса и волк».
Ход занятия:
Деятельность взрослых: Предполагаемая деятельность детей :
I. Организационный момент.
Дети под музыку «Зимняя дорога» входят в
зал постепенно заходят в группу, где их
встречает логопед. В накинутом на плечи
русском народном платке. Педагог
заинтересовывает, обращает внимание
пришедших детей на свой платок и
интерьер зала, который передает атмосферу
зимнего леса, предлагает присесть на
стульчики.
Логопед уходит в домик.
Под музыку «Зимняя дорога» входят в
музыкальный зал, здороваются с гостями,
рассматривают внешний вид педагога.
Предполагают, почему педагог выглядит
именно так.
II. Мотивация к деятельности. Целеполагание.
Под аудиозапись «Плач ребёнка» педагог
произносит монолог Внучки:
- Я хочу про звуки и про буквы знать!
- Научите вы меня поскорей читать, читать!
Научите! Научите!
Бабка:
-Да мы с Дедом сами неграмотные!
Бабка:
-На ярмарку поезжай, что нужно узнай!
(гонит Деда на ярмарку за нужными
предметами).
Что продают на ярмарке?
Старик запрягает (звук лошадиного ржания).
Воспитатель: (пряча куклу-перчатку за
спину) :
-Кто так голос подаёт?
- В путь? Вы помните, чем нужно помочь?
Слушают воспитателя. Предположительно
выражают желание помочь Внучке научится
читать.
Дети высказывают свои предположения.
Принимают решение посетить ярмарку вместе
с Дедом.
Угадывают, кто так голос подаёт?
выполняют артикуляционное упражнение
«Лошадка» с биоэнергопластикой,
затем проскакивают с колокольчиками круг по
залу.
III. Планирование будущей деятельности
На ярмарке Дед выбирает, что необходимо.
Что за диковинная штука?
Для чего нужен «Фонематический квадрат»
(далее- «ФК»?
А для чего нужны вот эти красные?
(покупает «ФК и буквы, кладёт в сундук,
едет назад).
Дед:
- Да какая разница!
Выражают желание помочь и узнают
«Фонематический квадрат», буквы.
Пользуются по необходимости схемой,
предложенной логопедом.
Дают ответы.
«Слушают» буквы, поднеся к уху,
рассуждают, вспоминают. (букву нельзя
услышать)
IV. Реализация плана
Воспитатель: «Устали на ярмарке?» (жестом
показывает на ковёр)
А что же было дальше? Интересно?
Ребята, а тем временем.
Встретилась старику Лисичка, которая
притворилась неживой.
Присаживаются на стульчики.
Ребята, а как скажем: Лиса в лесу или лес в
лисе?
Взял её старик и положил в телегу, да сам
заснул.
а Лисичка достала из сундука красные
пазлы, буквы (думала, что это кто)
выкинула
Выскочила сама и захотела съесть.
А тут Волк ;
-Угости!
Лиса:
-Сам налови!
Волк:
- А как?
Лиса:
Опусти хвост в прорубь и приговаривай:
«Ловись гласные, цветом красные».
(гаснет свет и зажигаются звёзды).
Волк заморозил хвост и на него примёрзли
«звуки» и буквы.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что у
Волка на хвосте?»
Волк запел «УУУУ!» тихо и всё громче.
Замёрз в стужу. На что ещё похожа песенка?
Что-то вы совсем замёрзли!
Пора отправляться назад к Дедке, Бабке и
Внучке?
Вокруг себя обернись, в начале сказки
очутись!
На столе лежат «ФК» по количеству детей.
Дед :
- Вот купил всем, научите мою Внучку с
ним обращаться!
Логопед проговаривает слова со звуком [У]
Дед:
- А как записать-то?
Ох, спасибо! Теперь Внучке дело
занимательное есть!
А нам есть, за что поблагодарить наших
новых друзей?
Дают ответы, слушают сказку.
Девочка одевает шапочку Лисички, ложится
на ковёр. Действует по сценарию.
Мальчик одевает шапочку Волка.
Дети помогают Волку, зазывая гласные.
А,О, У, И, Ы, Э.
Рассматривают буквы и звуки,
рассуждают, как растопить лёд.
Растапливают горячей водой, рассматривают
пазлы, которые по-прежнему магнитятся.
Дети подпевают.
Рассуждают. Какой же звук речи мы пели?
Поворачиваются вокруг своей оси, узнают
«Фонематический квадрат».
Находят место звука в слове. (Квадрат у
ребёнка сложен «судоку», либо «ступеньками»,
либо «линейкой».
Складывают из счётных или Кюизинера
палочек
букву «У».
Прохлопывают СПА-СИ-БО!
Рефлексия
Воспитатель собирает детей у «костра»,
спрашивает о том, что было интересно? Что
трудно? Справились ли со своей задачей?
Угадайте, какой лесной подарок передала
Вам белочка, которая всё время за Вами
наблюдала?
Не похожи на иголки, а упали тоже с ёлки?
Вручает подарки от белочки.
Шишки сам теперь катаю,
Делятся своими впечатлениями,
Отгадывают загадку,
Между пальчиков кручу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
А вам нравится чему-то учится?
Тогда пора в нашу группу, где уже ждут
любимые воспитатели.
Выполняют самомассаж каждого пальца,
нажимая им на шишку,
далее пальцы «побежали» по всей шишке.
Рассуждают