Татьяна Пивоварова
«Профессия — спелеолог». Конспект НОД по ФЦКМ
▼ Скачать + Заказать документы
для детей подготовительной группы
Цели: дать детям знания о профессии спелеолога и о пещерах.
Задачи:
Образовательные: Расширять знания детей о профессиях, дать детям знания о профессии спелеолога и пещерах. Закрепить знания детей о необходимых для этой профессии инструментах.
Публикация «„Профессия — спелеолог“, Конспект НОД по ФЦКМ» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Развивающие: Развивать умение детей общаться, договариваться, советоваться со сверстниками. Развивать логическое мышление. Развивать двигательную активность через комплекс ОРУ (физминутка). Развивать воображение и творческую активность детей.
Воспитательные: Воспитывать уважение и интерес к профессии спелеолога. Воспитывать интерес детей к объектам неживой природы.
Материалы к непрерывной образовательной деятельности: иллюстрации на интерактивной доске (пещеры, драгоценные камни, листы черного картона по количеству детей, кусочки блестящей, переливающейся самоклейки, ножницы; карточки (рюкзак, подушка, веревка, шампунь, консервы, нож, палатка, шоколадка, фонарь, комбинезон, перчатки, ручка, блокнот, картафотоаппарат, стул.)
Мы сегодня с вами поговорим об очень редкой профессии. Человек этой профессии – это ученый. Мы с вами представляем обычно ученых в кабинете, с книгами и документами. А этот ученый – храбрец, сильный и ловкий. Как вы думаете, кто это может быть?
Помните, в сказке Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» ветер рассказывал царевичу Елисею: «Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора». Так вот вместо царевны в этой «норе» мы и встретим этого ученого. Как называется такое большое отверстие в горе? (Пещера). А сам ученый-храбрец называется спелеолог.
Послушайте отрывок из рассказа Николая Сладкова «Под каменным небом» :
«Нравится тебе тишина? Не вздрогнешь, если за шиворот посыплется холодный песок? Хватит сил лечь в глиняную жижу и поползти? Сумеешь ты изогнуться, как червяк, и пролезть в тесную каменную щель?
Не испугает тебя темнота, чёрная пропасть, грохот подземного водопада? Умеешь ли ты нырять, плавать и карабкаться по каменным стенам?
Если нравится, если можешь, если сумеешь и не боишься, то годен ты для путешествия в подземное царство, таинственный подземный мир. Не сейчас, конечно, а когда подрастёшь.
Ходим мы под небом. Плаваем иногда под водой. Но мало кто из нас бывал под землёй. Потому-то я и решил опуститься под землю, чтобы всё увидеть своими глазами.
Легко сказать — опуститься!
Легко проникнуть под землю кроту — у него лапы-лопаты. Легко пролезть червяку: тонкий и без костей. А человек не червяк и не крот. Но человеку и не нужно рыть землю, как червяку или кроту. За него это сделала вода: она промыла глубоко под землёй тоннели и коридоры, которые люди назвали пещерами.
В пещерах темно. Не просто темно, а темным-темно. В пещерах пропасти, как бездонные колодцы. Бросишь камень и долго ждёшь, пока услышишь стук. В пещерах даже есть реки: бурные и ледяные.
Чтобы победить темноту, надо взять сильный фонарь. Чтобы спуститься в каменные колодцы, надо захватить верёвочную лестницу. А чтобы проплыть по подземной реке — резиновую лодку.
И тогда можно проникнуть так далеко и так глубоко, как не проникало ещё под землю ни одно живое существо. Ни души вокруг: только он, человек, да подземное царство.»
Зачем же человеку пещеры?
Что интересного с риском для жизни спуститься в каменную яму, а то и проползти через узкое отверстие, в котором того и гляди застрянешь, да еще и в полной темноте? Вы хотели бы побывать в пещере? (Ответы детей).
Пещеры бывают и маленькими, и огромными, за несколько дней не обойдешь их ходы-лабиринты.
А в пещерах- красиво! (показываем несколько соответствующих изображение на интерактивной доске).
Иногда – очень редко – можно найти в пещерах настоящий природный клад – драгоценные камни. А часто – горный хрусталь, чистый и прозрачный, встречаются целые подземные дворцы. Помните, в сказках гномы всегда искали драгоценные камни?
Под землей живут летучие мыши.
Под землей растут каменные деревья.
Послушаем еще Николая Сладкова:
«И под землей бывают леса. Подземный каменный лес похож на настоящий: теснятся стволы деревьев, свисают ветки, торчат сучки. Тут и там виднеются пни. Поднимаются цветы и травы. Даже растут грибы. И пробираться по такому подземному лесу так же нелегко, все равно что по глухой тайге.
Но это мё ртвый лес: каменный.
Каменные деревья, каменные кусты, каменные пни. Кусты и деревья, которые растут, но растут очень необычно: как снизу вверх, так и сверху вниз.
Те, что растут вверх, называются сталагмитами. Те же, что, подобно сосулькам, растут вниз головой, называются сталактитами.
На каждом шагу каменные грибы, каменные цветы и травы. Цветы и травы, которые никогда не осыпаются и не увядают. Грибы, которые никто не собирает. Мертвая тишина в мертвом лесу. Ни ветра в густых ветвях. Ни трепета листьев, ни запаха цветка. Ни пения птиц, ни звона стрекоз. Все неподвижно, беззвучно и глухо. Тусклый блеск. Молчание камня. Всё, как во сне.
Да, каменный лес растет, а с ним растут кусты и деревья. И если спилить каменный ствол, то на пне будут видны годовые кольца. Зимние узкие кольца и летние широкие. Потому что летом больше воды просачивается сверху и, значит, больше осадков остается на стволах. Потому-то сразу и видно, сколько дереву лет. И сколько зим. Иным деревьям многие-многие сотни.»
Посмотрите, как красивы драгоценные камни! (Показываем изображения на интерактивной доске).
Давайте представим, что мы гномы, добывающие эти камни.
Физминутка «Гном». (движения по тексту)
Машет гном над головой
Остроточенной киркой.
Тянет вверх – нашел алмаз,
Отдохнет, и снова – рраз!
Нагибается – он тут
Обнаружил изумруд.
Соберем их – раз, два, три!
Сколько их еще – смотри!
Приседаем, приседаем,
Чудо-камни собираем,
А сапфиры высоко,
И достать их нелегко.
Гном подпрыгнул, постарался,
И от счастья засмеялся!
Если бы вы были командой спелеологов, и собирались в экспедицию под землю, что бы вы взяли с собой? Давайте проверим. Вот у меня карточки с нужными в экспедиции вещами, но среди них 3 лишние, давайте найдем, какие?
(На карточках рюкзак, подушка, веревка, шампунь, консервы, нож, палатка, шоколадка, фонарь, комбинезон, перчатки, ручка, блокнот, картафотоаппарат, стул. Дети обсуждают изображения, находят и откладывают подушку, шампунь и стул).
А как вы думаете, дети, изучать пещеры – это трудно? Это интересно – быть спелеологом? Что вас больше всего удивило в этой профессии?
Предлагаю сделать себе на память картину – «находка спелеолога». Здесь на столе вы можете взять листы черного картона и кусочки блестящей, переливающейся самоклейки. Двайте вырежем из самоклейки «драгоценные камни» (разрезая самоклейку на треугольники или квадраты, ромбы, и составим из них узор, как будто мы пришли в пещеру, включили фонарь, и вдруг увидели такую красоту!