татьяна голубева
Конспект нестандартного развивающего познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие по реке времени»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экскурсия в музей истории железнодорожного транспорта или путешествие по реке врем ени»
[/h3]
Цель: создать условия для ознакомления детей с историей развития железнодорожного транспорта в России.
Задачи:
О: дать представление об истории создания железных дорог в России, познакомить с «эволюцией» ж\д транспорта. Закрепить представление о понятии «музей», вспомнить правила поведения в музее.
Публикация «Конспект нестандартного развивающего познавательного занятия в подготовительной группе „Путешествие по реке времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
В: воспитывать интерес к железной дороге, истории железных дорог России. Способствовать ранней профориентации детей через ознакомление с фактами из истории создания железных дорог. воспитывать умение слушать познавательный материал от своих товарищей, от взрослого.
Р:способствовать развитию внимания, продолжать развивать познавательный интерес.
Интеграция:
• конструирование из объемного и плоскостного строительного материала (дифференц,
• Закрепить порядковый счет в пределах 10 (индивидуальная работа)
• Чтение художественной литературы (заучивание текста, стихотворения)
• Слушание музыкального произведения
•
Материалы: 5 мольбертов-стендов с указанием времени, серии фотографий из истории развития ж\д, макеты железнодорожного транспорта, познавательные видеофильмы, конструктор объемный и плоскостной со схемами постройки, приглашение в «Музей», запись гимна ж\д России, д\и «составь поезд», Д\и «собери картинку»,
Ход занятия:
Орг. момент (дети становятся вокруг воспитателя, здороваются с гостями, проверяют свой внешний вид и обращают внимание на настроение)
В: ребята, сегодня утром около сада я встретила человека, а кто это был хотите узнать?
Тогда отгадайте загадку:
Кто приносит нам газеты
И от бабушки приветы?
По квартирам и домам
Много писем, телеграмм
Он приносит адресатам.
Как зовут его, ребята? (почтальон)
В: да, я встретила почтальона и он вручил мне конверт, а в конверте ….(воспитатель достает приглашение) -далее воспитатель читает текст приглашения: «дорогие ребята, приглашаем вас на увлекательную экскурсию в музей истории железной дороги. Вас ждут новые экспонаты, фотографии, интересные истории»
В: ребята, нас приглашают в музей железной дороги, интересно а что мы там можем увидеть (догадки детей) ну не будем гадать, лучше отправиться в музей и все самим увидеть, пойдем?
Д: да
В: Но сначала давайте вспомним как надо себя вести в музее:
Ответы детей: в музее нельзя кричать, надо внимательно слушать, нельзя бегать, нельзя трогать руками экспонаты, нельзя баловаться, ссориться.
Молодцы, итак в путь (дети с воспитателем переходят в группу, оформленную под музей с разными зонами-залами)
В: вот мы и пришли в музей, давай те пройдем в 1 зал, нас встречает экскурсовод ___(реб)
1 реб: здравствуйте уважаемые гости, я рада приветствовать Вас в зале «древность». 200 лет назад в России человек перевозил грузы и ездил сам на лошадях (показывает на картинку).но это было неудобно. Лошади ехали медленно, быстро уставали, и груза везли мало и тогда изобретатели решили придумать паровую самоходную машину….
В: и такую машину придумали в Англии и назвали ее ЛОКОМОТИВ. (ПОКАЗ ФОТО).но локомотив мог ездить только по рельсам, был очень шумным и выпускал много дыма. люди боялись его и отказывались ездить. Рельсы для первых локомотивов делали из дерева но они тут же ломались, затем рельсы стали делать из чугуна и такая дорога называлась чугунка…в России первый локомотив придумали отец и сын Черепановы (портреты) их локомотив назывался сухопутный пароход и ездил по рельсам из чугуна. вскоре в России началось строительство царскосельской железной дороги. Первые паровозы на этой железной дороге назывались богатырь, орел, лев, слон. Строить дорогу было очень трудно, все делали вручную простые люди-крестьяне. Они лопатами копали насыпь, укладывали шпалы, рельсы, а рабочие собирали привезенные из-за границы паровозы. Цари увидел железную дорогу и сказал»Таким дорогам быть». А как это происходило мы приглашаем вас посмотреть в нашем виртуальном кинозале. (дети переходят в зону просмотра, рассаживаются) длительность3 мин.
В: вот такие события происходили в древности, а мы переходим с вами во 2 зал.
2реб. Здравствуйте, я рада приветствовать вас в зале «старина» события которые происходили 100 лет назад. железная дорога появилась почти во всех местах России (показывает на карте, рельсы стали делать железные, а паровозы выпускались на паровозных заводах (картинка)в России строились вокзалы, появились разные виды вагонов, появились новые железнодорожные профессии: машинист, кочегар, кондуктор, кассир. (показ картинок)
В: в России стали выпускать паровозы ОВЕЧКА, (макет-игрушка).это был надежный и простой паровоз, в топку паровоза можно было кидать дрова, уголь, мазут. ехал паровоз со скоростью 50 км\ч. Такой паровоз мог везти много разных вагонов. одно было плохо, такой паровоз был очень шумным (включаю сигнал паровоза)еще один паровоз назывался Элька (фото)этот паровоз ехал быстро и плавно. вел паровоз машинист, а помогал ему кочегар, который во время всего пути кидал в печку паровоза уголь. И машинист и кочегар к концу поездки были черными от сажи. (фото)
В: ну а мы переходим в следующий зал: это зал практических опытов. Здесь вы можете стать самыми настоящими конструкторами паровозов. Давайте разделимся, посетители смогут сконструировать паровоз из строительного материала, вот вам схема и детали (объемное конструирование по схеме из деревянного конструктора) экскурсоводы смогут собрать паровоз сложив картинку (собери картинку по образцу (работа малой подгруппой), а ___ соберет состав так, чтоб вагоны не перепутались (игра «составь поезд с вагонами строго в порядке вагонов от 1 до 10). Помните что работать нужно быстро и дружно, тогда задание будет выполнено правильно, а пока вы работаете мы послушаем песни о железной дороге (фоном включается гимн железных дорог России).
После окончания работы делается краткий анализ выполненной работы.
В:молодцы ребята вы все справились, а мы продолжаем нашу экскурсию и переходим в следующий зал.
3реб:здравствуйте, я рада приветствовать вас в зале «прошлое» 70 лет назад в России появились тепловозы (показывает макет)вместо паровых двигателей стали использовать дизели-моторы работающие на жидком топливе. тепловоз был очень мощный.
В: назывался тепловоз ТЭП80 такие тепловозы работают на железной дороге до сих порих еще называют маневровые, тепловозы едут там, где невозможно проложить электрические сети и и многопутные железные дороги. (т. е много путей) У нас в бурятии такая однопутная дорога соединяет г. Улан-Удэ-Наушки до самой границы с Монголией (показ пути на карте)внутри тепловоза есть мотор, огромные баки с топливом (которое подается по трубкам, из трубы тепловоза идет дым, а еще внутри тепловоза есть огромные холодильники, которые охлаждают мотор и не допускают перегрева. ведет тепловоз машинист.
3 реб: читает стихотворение про тепловоз.
Ты, ответь мне тепловоз,
Что сюда по рельсам вез?
Этим знойным, летним днем
Ты тепло привез к нам в дом?
Что доставишь нам сюда
Ты в зимние холода?
Не ответил тепловоз
Ничего на мой вопрос.
Мчался словно ветер он
И сидели люди в нем!
Вот – ответ на мой вопрос:
Не тепло – людей он вез!
В: ну а мы друзья переходим в 4 зал «Настоящее»
В этом зале представлены самый современный железнодорожный транспорт –электровозы. (показ макета вл-80) Электровозы едут от электричества. Локомотив соединяется с высоковольтными проводами токосъемниками, похожими на рога (картинка).
4 реб: а это электровоз сапсан (макет)его называют сверхскоростной. он тоже едет по рельсам благодаря электрическому току. В таких поездах пассажиры едут быстро и удобно. Сапсан – пассажирский локомотив. Обслуживают электропоезда машинист и помощник машиниста. (картинка)это очень ответственная и тяжелая работа. Многие папы детей нашего сада работают машинистами, носят форму и приносят пользу людям.
В: ну вот ребята, наша экскурсия подходит к концу. Мы совершили самое настоящее путешествие в прошлое железнодорожного транспорта, побывали на разных станциях (переходят к макету река времени)реки времени. Первая остановка была-древность, люди ездили и перевозили грузы на чем?
Д: на лошадях
В: а потом изобрели паровые машины?
Д: локомотивы
(воспитатель прикрепляет картинки)
В: Следующая остановка была старина. 100 лет назад изобрели.
Д: паровозы.
В: и как их называли?
Д: Элька и овечка
В:Кто водил паровозы?
Д: машинист и кочегар
В: Затем мы оказались на станции прошлое и узнали об?
Д: тепловозы, которые ездили на жидком топливе-дизеле.
А кто ведет тепловоз?
Д: машинист
В: а на последней станции времени- в настоящем мы узнали про…
Д: про электровозы, они едут по рельсам с помощью тока. И водят их машинист и помощник машиниста.
Воспитатель сопровождает ответы карточками-фото.
Ну а на следующую станцию-будущее вы сможете попасть, когда вырастете, кто-то из вас станет железнодорожником как папа или мама. И тогда уже по магнитным рельсам поедут сверхскоростные магнитные поезда, вести которые возможно будет компьютер, но это будет в будущем. А пока наша экскурсия подошла к концу. Понравилось вам в музее? Я надеюсь, вы расскажите своим друзьям и родителям где мы сегодня были и что нового узнали. Давайте поблагодарим наших экскурсоводов и скажем им до свидания.
Дети уходят под музыкальное сопровождение….