наталья горбунова
Конспект занятия «Град на реке Цне» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения города Тамбова и закрепить знание исторических фактов, связанных с историей Московского государства. Пополнить словарный запас. Воспитывать у детей любовь к Родине. Развивать творчество, фантазию и воображение.
Словарь: закрепить понятия "рубились", "рубленая"; объяснить значение слов: воевода, крепость, крайний, зодчие, летописец.
Ход занятия.
Воспитатель читает стихи:
Сколько видел радости и боли
Тихий город над рекою Цной.
Поднимался он на "Диком поле"
Небольшою крайней крепостцой.
Публикация «Конспект занятия „Град на реке Цне“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дети, кто из вас знает, что такое "Дикое поле"? (это местность, где не было никаких населенных пунктов).
- Почему поэт говорит: "Поднимался небольшой крайней крепостцой"? (поднимался на границе).
- Что такое крайний? (последний, на краю).
- Итак, когда возник Тамбов? (в 17 веке, в 1636 году).
- Как возник Тамбов? (Тамбов возник как крепость).
- Для чего построили город Тамбов? (для защиты города Москвы от набегов татар).
- Да, ребята. Город Тамбов основан как город-крепость для защиты Московского государства от набегов татар. Тамбовский летописец подробно рассказал о времени и месте, где был заложен Тамбов.
Заложили город на реке Цне при впадении в нее речки Студенец (где сейчас находится городской парк культуры и отдыха). Строил город Родион Бобарыкин и три года был в Тамбове воеводой.
- Кто такой воевода? Как вы понимаете это слово? (это самый главный человек в городе).
- Как вы думаете, из чего строили крепость? (из бревен).
- Какие инструменты использовали для постройки крепости? (молотки, топоры, пилы, долото).
- Правильно! В старину дома рубились. Так была срублена Москва. Но позднее появились пилы, молотки и другой инструмент.
- Так как же вы понимаете слово "рубились"? (из инструментов был только топор и стволы деревьев обрабатывались только им).
Воспитатель показывает картины с изображением крепости).
- Давайте рассмотрим крепость. Что вы видите? (башни, бревенчатые стены).
- Сравните стены с башнями.
- Для чего нужны башни? (для осмотра местности, там находился казак-сторожевой).
- Что за отверстия в стенах крепости и в башнях? Для чего они? (это бойницы и смотровые окна).
- А как можно попасть в крепость? (через ворота).
- Всегда ли можно было попасть в крепость? (нет! Ворота были открыты только в воскресенье и праздничные дни, а в остальное время были заперты на засовы. На ночь они тоже запирались и охранялись).
- Крепость состояла из Кремля, места, где жили сторожевые люди, и небольшого посада, где жили люди, снабжавшие крепость продуктами. Крепость возвели на двух холмах, где сейчас находится Парк культуры и отдыха, Академия детства. На этом месте сейчас построена мини-крепость для детей.
- Кремль окружала деревянная стена с двенадцатью башнями. В Кремле помещались: Церковь, воеводский дом, хлебные склады, пороховые погреба.
. И в небо купола церквей глядят,
В них - солнца разноцветное сиянье,
Колокола Тамбовские звонят
В Тамбовском храме утренней порою.
Их слышно на далеком расстояньи,
И каждый дом волнением объят.
- На территории Кремля жили казаки, которые несли службу по городу. А еще там размещались торговые лавки. На высоком берегу реки Цны водили хороводы девицы да добры молодцы. (звучит музыка, дети водят хоровод).
- Но когда раздавался сигнал колокола со смотровой башни, извещающий о приближении врага, население стремилось укрыться за стенами крепости. (дети садятся на места).
- Тамбов часто подвергался нападению татар. Чтобы обезопасить Московское государство от их набегов, было решено для большего укрепления Тамбова построить оборонительную черту в виде земляного вала. На нем было около 30 деревянных башен с бойницами, где несли службу казаки.
Город быстро рос. Возникли поселения: на юге - Покровская слобода, на севере - Пушкарская слобода.
Город стоял на торговом пути между Астраханью и Москвой.
- Как это, по-вашему, сказалось на развитии города? (город стал быстро расти, развивалась торговля).
- Правильно! Здесь быстро развивалась торговля хлебом, и он направлялся в Москву и на Дон.
- С укреплением Московского государства все меньше повторялись набеги татар, и Тамбов из оборонительной крепости все больше превращался в какой город, ребята? (торговый).
- Башни и крепостные стены постепенно разрушались, и на их месте строили новые.
- А хотели бы вы стать древними зодчими и построить башни для крепости Тамбов? (да).
- Тогда давайте приступим к строительству. Только сперва хорошо обдумайте свой проект.
- Какой строительный материал вам потребуется? (бруски, кирпичи, кубы, пирамиды).
(Дети приступают к выполнению работы. Воспитатель дает объяснения и осуществляет помощь в работе по мере надобности, индивидуально. Во время работы звучит спокойная русская музыка).
- Вот и закончили мы с вами работу.
- Давайте посмотрим, какие получились у нас красивые башни!
- И все они разные! (делается анализ работ).
Самой природой так заведено:
Любить свою обитель - дело чести.
Тамбов, ты вырос на прекрасном месте -
Историей оно отведено!
(Дети рассматривают башни, обмениваются советами, впечатлениями, затем идут отдыхать).