Папки-передвижки

Конспект занятия «Град на реке Цне» в подготовительной группе

наталья горбунова
Конспект занятия «Град на реке Цне» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения города Тамбова и закрепить знание исторических фактов, связанных с историей Московского государства. Пополнить словарный запас. Воспитывать у детей любовь к Родине. Развивать творчество, фантазию и воображение.

Словарь: закрепить понятия "рубились", "рубленая"; объяснить значение слов: воевода, крепость, крайний, зодчие, летописец.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихи:

Сколько видел радости и боли

Тихий город над рекою Цной.

Поднимался он на "Диком поле"

Небольшою крайней крепостцой.

Публикация «Конспект занятия „Град на реке Цне“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- Дети, кто из вас знает, что такое "Дикое поле"? (это местность, где не было никаких населенных пунктов).

- Почему поэт говорит: "Поднимался небольшой крайней крепостцой"? (поднимался на границе).

- Что такое крайний? (последний, на краю).

- Итак, когда возник Тамбов? (в 17 веке, в 1636 году).

- Как возник Тамбов? (Тамбов возник как крепость).

- Для чего построили город Тамбов? (для защиты города Москвы от набегов татар).

- Да, ребята. Город Тамбов основан как город-крепость для защиты Московского государства от набегов татар. Тамбовский летописец подробно рассказал о времени и месте, где был заложен Тамбов.

Заложили город на реке Цне при впадении в нее речки Студенец (где сейчас находится городской парк культуры и отдыха). Строил город Родион Бобарыкин и три года был в Тамбове воеводой.

- Кто такой воевода? Как вы понимаете это слово? (это самый главный человек в городе).

- Как вы думаете, из чего строили крепость? (из бревен).

- Какие инструменты использовали для постройки крепости? (молотки, топоры, пилы, долото).

- Правильно! В старину дома рубились. Так была срублена Москва. Но позднее появились пилы, молотки и другой инструмент.

- Так как же вы понимаете слово "рубились"? (из инструментов был только топор и стволы деревьев обрабатывались только им).

Воспитатель показывает картины с изображением крепости).

- Давайте рассмотрим крепость. Что вы видите? (башни, бревенчатые стены).

- Сравните стены с башнями.

- Для чего нужны башни? (для осмотра местности, там находился казак-сторожевой).

- Что за отверстия в стенах крепости и в башнях? Для чего они? (это бойницы и смотровые окна).

- А как можно попасть в крепость? (через ворота).

- Всегда ли можно было попасть в крепость? (нет! Ворота были открыты только в воскресенье и праздничные дни, а в остальное время были заперты на засовы. На ночь они тоже запирались и охранялись).

- Крепость состояла из Кремля, места, где жили сторожевые люди, и небольшого посада, где жили люди, снабжавшие крепость продуктами. Крепость возвели на двух холмах, где сейчас находится Парк культуры и отдыха, Академия детства. На этом месте сейчас построена мини-крепость для детей.

- Кремль окружала деревянная стена с двенадцатью башнями. В Кремле помещались: Церковь, воеводский дом, хлебные склады, пороховые погреба.

. И в небо купола церквей глядят,

В них - солнца разноцветное сиянье,

Колокола Тамбовские звонят

В Тамбовском храме утренней порою.

Их слышно на далеком расстояньи,

И каждый дом волнением объят.

- На территории Кремля жили казаки, которые несли службу по городу. А еще там размещались торговые лавки. На высоком берегу реки Цны водили хороводы девицы да добры молодцы. (звучит музыка, дети водят хоровод).

- Но когда раздавался сигнал колокола со смотровой башни, извещающий о приближении врага, население стремилось укрыться за стенами крепости. (дети садятся на места).

- Тамбов часто подвергался нападению татар. Чтобы обезопасить Московское государство от их набегов, было решено для большего укрепления Тамбова построить оборонительную черту в виде земляного вала. На нем было около 30 деревянных башен с бойницами, где несли службу казаки.

Город быстро рос. Возникли поселения: на юге - Покровская слобода, на севере - Пушкарская слобода.

Город стоял на торговом пути между Астраханью и Москвой.

- Как это, по-вашему, сказалось на развитии города? (город стал быстро расти, развивалась торговля).

- Правильно! Здесь быстро развивалась торговля хлебом, и он направлялся в Москву и на Дон.

- С укреплением Московского государства все меньше повторялись набеги татар, и Тамбов из оборонительной крепости все больше превращался в какой город, ребята? (торговый).

- Башни и крепостные стены постепенно разрушались, и на их месте строили новые.

- А хотели бы вы стать древними зодчими и построить башни для крепости Тамбов? (да).

- Тогда давайте приступим к строительству. Только сперва хорошо обдумайте свой проект.

- Какой строительный материал вам потребуется? (бруски, кирпичи, кубы, пирамиды).

(Дети приступают к выполнению работы. Воспитатель дает объяснения и осуществляет помощь в работе по мере надобности, индивидуально. Во время работы звучит спокойная русская музыка).

- Вот и закончили мы с вами работу.

- Давайте посмотрим, какие получились у нас красивые башни!

- И все они разные! (делается анализ работ).

Самой природой так заведено:

Любить свою обитель - дело чести.

Тамбов, ты вырос на прекрасном месте -

Историей оно отведено!

(Дети рассматривают башни, обмениваются советами, впечатлениями, затем идут отдыхать).

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по реке знаний» Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по реке знаний» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков.

Конспект мероприятия в подготовительной группе «Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!»Конспект мероприятия в подготовительной группе «Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!» Конспект мероприятия в подготовительной группе «Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!» к 74-й годовщине снятия блокады.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Михайлов град» Цели: - Воспитывать патриотические чувства: любовь к своей Родине. Развивать духовно-развитую гармоничную личность. Задачи (какие поставлены).

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Рассказывание легенды о реке Абакан» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Воспитатель: Старкова Ирина Анатольевна МБДОУ д/с.

Конспект занятия по краеведению «Прогулка к реке Воронеж» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №126 Г. ЛИПЕЦКА Конспект занятия по краеведению «Прогулка.

Конспект занятия в бассейне для детей средней группы «Путешествие по реке» Цель: упражнять в прыжках на воде, в погружении под воду, скольжении. Создать у детей радостное настроение; вызвать желание играть в воде.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в Мастер-Град» Задачи: • формировать у детей представления о социальной роли труда и значимости отдельных профессий в жизни общества; • расширять и активизировать.

Открытое игровое занятие по плаванию в подготовительной группе «Путешествие по реке и морю» Открытое занятие в подготовительной группе. Путешествие по реке и морю. Цель: Развитие творческих способностей на занятиях по плаванию.

Самоанализ занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по реке» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности. Задачи: - Закрепить название геометрических.

Конспект занятия по аппликации «Лодки плывут по реке» средняя группа Цель: Формирование у детей умения создавать изображения предметов, срезая углы у прямоугольника. Задачи: Учить детей создавать изображение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Град на реке Цне» в подготовительной группе
Опубликовано: 14 июня 2018 в 18:41
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Град на реке Цне» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем наталья горбунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД