Анна Баранова
Конспект занятия в средней группе «Путешествие по реке Дон»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе
Цель: Расширить знания детей о природе Донского края, познакомить их с растительным, животным миром реки Дон. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Развивать речь, мышление, любознательность, умение видеть красоту родного края. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу. Сформировать основы экологической культуры.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Путешествие по реке Дон“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Предварительная работа: рассматривание географических карт Ростовской области. Рассматривание иллюстраций с изображениями деревьев, кустарников, рыб, птиц, насекомых, растений и других видов флоры и фауны края. Чтение художественных произведений. Разучивание песен и стихов о родном крае, о Родине.
Ход занятия:
1. Вводная часть
В: -Ребята, как называется город в котором мы живем? В какой области он находится? Сегодня мы отправимся в путешествие по реке, которая самая большая в нашем крае. Как она называется?
В: -Слово «Дон» означает «река» или «вода». Древнее название – Амазония или Танаис. А еще Дон называют Тихим. Как вы думаете - почему? Течет Дон по равнине и поэтому скорость течения небольшая – 0,5 км/сек. За медленное, спокойное течение народ и назвал Дон тихим.
Начало река Дон берет в Тульской области у города Новомосковска, пересекает всю территорию нашей области и впадает в Таганрогский залив. (всё показываем на карте)
В Ростовской области очень много рек и речушек. А какие реки вы еще знаете? (ответы детей)
Дон – главная река, её еще в народе называют Дон Батюшка, как вы думаете почему? Для людей он – батюшка, то есть больше, чем река. Во-первых –река Дон источник питьевой воды для большей половины населения области. Во вторых – река Дон это морской путь для перевозки на баржах грузов по воде. В третьих – водой из реки Дон поливаются поля и огороды, где выращиваются овощи. В четвертых– это место, где у водится много рыбы: тюлька, килька ; щука, тарань, бычки и многие другие.
В: -Чтобы отправится в путешествие по реке Дон нам нужно выбрать транспорт. На чем можно путешествовать по реке? (плот, лодка, корабль, катер, яхта, теплоход.)
Члены экипажа, занимайте свои места. В этом путешествии я буду вашим экскурсоводом. А все остальные будут пассажирами. Чтобы попасть на катер, вы должны иметь билеты. (раздать «билеты»- силуэтные картинки или цифры) дети выбирают себе места согласно «билетам», ищут подходящий рисунок.
В:- Поднимайтесь на борт и занимайте свои места. Все готовы? Мы отплываем.
(звук гудка) Странно, ребята. Что-то здесь очень тихо, не видно животных, не слышно птиц. Наверное, здесь что-то случилось.
В:-Здравствуй, Дон Батюшка! Мы с ребятами приехали к тебе в гости!
Д. Б: (печально)
-Здравствуйте! Рад вас видеть я, друзья!
Только вот не весел я!
Почернели мои воды!
Превратилось всё в болота!
Не купаются ребята!
Не пьют воду из-под крана.
Рыба стала погибать,
Птицы стали улетать!
В: Ребята, как вы думаете, что стало с рекой? (ответы)
(слайд с картинками о загрязнении воды Дона)
В:-Из-за чего загрязняется вода нашей реки? (выброс заводских отходов, водный транспорт загрязняет воду, постройка искусственного водохранилища – Цимлянского моря- привела к тому что некоторые виды рыб перестали нерестится из-за низкого уровня воды, из-за отсутствия естественного очищения воды она стала цвести не только с июля по сентябрь, а с мая до ноября, люди бросают мусор в воду, оставляют мусор на берегу после отдыха) Ухудшилось качество пресной воды. Что такое пресная вода? Для чего она нужна людям? Воду из Дона пьет большая половина населения области.
В: -Чем мы можем помочь Дону Батюшке? (ответы) Сначала поможем очистить берег от мусора.
(игра «Собери мусор»)
Д. Б:- Чист и светел берег мой,
Только что-то вот с водой!
Чтобы в дом вернулись рыбы,
Должен я поставить фильтры!
В:- А зачем нужны,ребята, фильтры? (ответы детей)
Давайте мы превратимся в ученых и поможем очистить воду от грязи!
(одевают белые халаты, очищают воду через фильтры)
В:-Теперь когда вода в реке стала чистой в неё с довольствием вернуться её обитатели! Первым вернется тот,кто живет только в чистой воде…
Ползет наоборот
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней… (рак)
(появляется на слайде, затем появляются: окунь, плотва,, лещ, сом, судак, щука; лягушка, стрекоза, улитка, клоп-водомерка, болотная черепаха; цапля, аист, журавль красавка, утка,кулик, камыш, рогоз, осока, выхухоль, нутрия, ондатра, бобр. (дети называют появляющихся животных)
Д. Б. :- Спасибо вам мои друзья.
Как прекрасен снова я!
(дарить детям бутыль с родниковой водой)
В: -Рады мы тебе помочь! Обещаем любить и беречь природу родного края!
Дети:
Всем расскажем мы на свете,
Как красив Дон на рассвете!
Сколько птиц, животных, рыб
Здесь живёт в краях родных!
Это всё богатство наше,
Нет его на свете краше!
Мы природу свою любим
И губить её не будем!
Нужно помнить всем, друзья –
Мусорить нигде нельзя!
В: Пришло время возвращаться домой, но мы будем вспоминать красоту родных просторов! До свидания, Дон Батюшка!