Анастасия Зуева
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «В мире дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности
Образовательная область : социально-коммуникативное развитие
Тема: «В мире дружбы»
Зуева Анастасия Александровна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Центр развития ребенка –
детский сад № 155 г. Владивостока»
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности „В мире дружбы“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная. (они же не поют и не играют на муз. инструментах)
Цель: закрепление представлений о дружбе и формирование (крепких) дружеских отношений в среде сверстников.
Задачи НОД:
Образовательные :
-продолжить формировать дружеские отношения между дошкольниками одной возрастной группы;
-закрепить понятие «дружба» и его значимость для создания устойчивых положительных связей в социуме;
Развивающие:
- развивать у ребенка потребность в сопереживании, взаимопомощи, формировать умение слышать и слушать других;
- продолжать развивать умения грамотно излагать свои мысли, правильно
выстраивая предложения в диалогической и монологической речи.
Воспитательные:
- воспитывать в детях умения уважительного отношения друг к другу;
- формировать умения договариваться в проблемных ситуациях;
- показать, что умение дружить является одним из важнейших человеческих качеств личности;
Предполагаемый результат: дети будут знать правильное понимание термина «дружба» и понятия «дружеские отношения».
Раздаточный материал: цветная бумага красного цвета с нарисованными на ней сердцами, клей, ножницы.
Материалы и оборудование: пиктограммы с нарисованными эмоциями; вязаная игрушка «ворона»; передвижная доска для занятий (двусторонняя); плакат с изображенным на нем деревом; компьютер; книга для чтения сказки.
Предварительная работа:
Чтение произведений о дружбе : О. Прокофьева «Капризик и Зловредик», Роб Скоттон «Котенок Шмяк и мышонок Сырник – друзья навек», Чисато Таширо «Мышкин дом», А. А. Милн «Винни Пух и все-все-все», Э. Прослушивание музыкальных композиций на тему дружбы : песня «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот», В. Шаинский «Когда мои друзья со мной», С. Никитин, Ю. Мориц «Большой секрет для маленькой компании», «Песня друзей» и м/ф «Бременские музыканты».
Словарная работа: здравствуйте, здравие, отлив, дар, ценность, заказник, друг, дружба, дружеские отношения, отзывчивость, ценность, любовь; дружить, любить, уважать; дружный, добрый, отзывчивый.
Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная, личностно-ориентированная.
Методы и приё мы: Практические: сюрпризный момент – прослушивание песни «Ты да я, да мы с тобой» М. Пляцковского (слова) и В. Шаинского (музыка); появление героя: вороны Маруси. Наглядные: презентация «Дружба животных.
Словесные: игра «А что сказали бы вы?»; игра «Да-да-да, нет-нет-нет».
Ход образовательной деятельности:
В группе звучит песня В. Шаинского «Ты да я, да мы с тобой!», дети присаживаются на ковер полукругом.
Воспитатель: Ребята, вы слышите песню? Давайте вместе её послушаем и расскажем, о чем в ней поётся. (Дети вместе с воспитателем слушают музыкальное произведение).
Дети: Песня о дружбе, друзьях…
Воспитатель: правильно, речь сегодня пойдет о дружбе. Как настоящие друзья мы сначала поздороваемся.
- Здравствуйте, ребята!
Дети: здравствуйте!
Воспитатель: А давайте поздороваемся в весенним небом! (дети повторяют слова и движения воспитателя)
- Здравствуй, небо! (дети встают и поднимают руки вверх)
- Здравствуй, солнце! (руки поднимают вверх и описывают круг в воздухе)
-Здравствуй, земля! (опускают руки на ковер)
- Здравствуйте, все мои друзья! (берутся за руки)
Воспитатель: как вы понимаете слово «здравствуйте»?
Дети: желать здоровья, здравия желаю, привет и т. п. !
Воспитатель: правильно, ребята! «Здравствуйте» - это пожелание здоровья тому, с кем здороваешься.
Звучит песня «Улыбка» из м/ф «крошка Енот» (1 куплет!
Воспитатель: С чего начинается дружба!
Дети: С улыбки!
Воспитатель: правильно с улыбки! Подарите друг другу свои улыбки (дети поворачиваются и улыбаются друг другу). А я вам подарю свои улыбки ( раздает смайлики на палочках с улыбкой: с одной стороны, грустный, с другой – веселый).
-Эти смайлики нам пригодятся в дальнейшей игре, а сейчас присаживайтесь поудобнее, я расскажу вам сказку Д. Джулии Дональдсон «Улитка и Кит», а потом мы ее обсудим. (Воспитатель эмоционально читает сказку, показывая иллюстрации, после прочтения начинается процесс обсуждения).
Воспитатель: ребята, вы прослушали чудесную сказку, понравилась ли она вам?
Дети: да
Воспитатель: я буду задавать вопросы, если вы хотите ответить, то поднимаете смайлик.
-О чем сказка?
Дети: сказка о дружбе улитки и кита (желающие ответить поднимают смайлики, воспитатель по очереди слушает ответы детей)
Воспитатель: как улитка стала путешественницей, кто ей помог и почему?
Дети: улитке помог кит, он пожалел ее, решил помочь увидеть мир, ведь улитка сама не смогла это сделать, кит проявил доброту к улитке (варианты ответов детей могут отличаться от предполагаемых).
Воспитатель: что случилось с китом?
Дети: кит попал в беду, его выбросило на берег, и начался отлив, кит остался на суше без воды.
Воспитатель: кто помог киту и как?
Дети: улитка позвала на помощь людей, написала послание «спасите кита», и жители города прочитав сообщение, поспешили на берег. Они поливали водой кита, пока не начался прилив.
Воспитатель: ребята, как вы считаете, улитка поступила как настоящий друг?
Дети: да!
Воспитатель: улитка несмотря на то, что она мала, нашла способ помочь. Не обязательно быть сильным и большим, чтобы оказать помощь другу, достаточно любить своего друга, верить в свои силы и тогда сможешь найти решение и спасти друга из беды. Настоящая дружба творит чудеса! Дружба – это великая ценность и ею нужно дорожить!
После прочтения сказки – сюрпризный момент. Раздается стук в дверь, воспитатель открывает ее и возвращается к детям в месте с игрушкой (вязаной вороной).!
Ворона: Кар! Кар! Здесь дружбу раздают? (воспитатель, изменяя голос говорит от имени вороны)
Дети: да!
Ворона: и мне дайте!
Воспитатель: интересно, кто к нам прилетел? Кто же наша гостья?
Ворона: это я! Ворона Маруся!
Воспитатель: Маруся, ты хочешь дружбе у ребят научиться?
Ворона: хочу!
Воспитатель: Маруся, ты забыла что-то важное ребятам сказать. Дети, что нужно сделать в первую очередь, когда приходишь в гости?
Дети: поздороваться!
Ворона: поняла! Здравствуйте, ребята!
Дети: здравствуй, Маруся!
Воспитатель: ребята, научим Марусю правилам дружбы?
Дети: да!
Воспитатель: мы сейчас Марусе расскажем, что такое дружба и кто такой друг. Для этого мы поиграем в игру «А что сказали бы вы?». Я буду задавать вопросы и давать варианты ответов, а Маруся будет отвечать, а вы, ребята, будете ей помогать. Если Маруся, по вашему мнению, правильно ответит на вопрос, то вы поднимаете веселый смайлик, а если неверно, то – грустный.
Воспитатель проводит игру, задавая вопросы и предлагая варианты ответов из которых необходимо выбрать правильный по их мнению. Дети, следя за ответами персонажа, определяют правильные и неправильные варианты ответов, при неправильном варианте предлагают свой вариант. Отвечает тот, кто поднял веселый смайлик после предложения педагога правильно ответить на поставленный вопрос.
Воспитатель: Мама дала тебе конфету, что ты ей скажешь?
- дай еще
- я такую не люблю, дай другую
- спасибо
Ворона: выбирает любой неверный вариант ответа.
Воспитатель: Дети, правильно ответила Маруся?
Дети: нет! (поднимают соответствующий смайлик – грустный)
Воспитатель: как вы считаете, какой вариант правильный? (предлагает желающим ответить на вопрос поднять веселый смайлик, либо отвечают все хором, поднимая смайлик)
Маруся, ты согласна?
Ворона: да!
Воспитатель: Твой друг просит у тебя игрушку. Что ты ему ответишь?
- она нужна мне самому
- бери, пожалуйста
- я дам тебе, только ты дашь мне свою.
Ворона: это моя игрушка, она нужна мне самой, не дам!
Воспитатель: ребята, Маруся хорошо бы поступила? (дети поднимают соответствующий смайлик и хором говорят «нет!»). Какой вариант выбрали бы вы?
Дети: (выбираю правильный, по их мнению, вариант ответа, поясняя, почему именно этот вариант верный; желающие ответить поднимают веселый смайлик)
Воспитатель: Маруся, ты согласна с тем, как должны поступать настоящие друзья? Они готовы поделиться друг с другом, не жадничают! (ворона соглашается)
Воспитатель: Ты нечаянно толкнула или ударила друга?
- пойдешь дальше, не обращая внимания
- извинишься
- соврешь, что это не ты сделала и обвинишь в происшествии кого-нибудь другого
Ворона: подумаешь толкнул или ударил, я вообще скажу, что это не я сделала!
Воспитатель: ребята, как вы считаете, наша гостья правильно ответила на вопрос?
Дети: нет! (показывают грустный смайлик)
Воспитатель предлагает ребятам ответить на вопрос и аргументировать свой выбор, дав возможность высказаться двум-трем детям.
Воспитатель: какая хорошая игра, помогает понять, как себя ведут настоящие друзья.
Ворона: я теперь знаю, что такое дружба, а можно мне стать вашим другом?
Дети: да!
Ворона: ура! У меня есть друзья, обещаю, я буду хорошим другом, буду делиться, помогать, никого обижать не буду, честное слово!
Воспитатель: Маруся, это просто замечательно, конечно, будь нашим другом! Но мы немножко подустали, предлагаю отдохнуть и всех приглашаю на дружескую разминку, и тебе, Маруся предлагаю присоединиться к нам!
Воспитатель предлагает детям встать в круг в центре группы и сделать разминку под музыку (минусовка) В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам». Дети повторяют движения за воспитателем. Основные упражнения: шаг на месте, приседания, равновесие на корточках, руки на плечах товарищей.)
Дети маршируя выходят на середину группы и формируют круг.
Воспитатель: Добрый день, мой милый друг (рукопожатие). Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону широко раскидывая руки). Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа). Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь). Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа) Жить (хлопаем в ладоши, Друзья (соединяем руки ладонями).
Про дружбу (дети выполняют в парах) Ты дрозд и я дрозд (руки соединены, движение рук от одного участника к другому, соответственно тексту) У тебя нос и у меня нос. У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие, У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие. Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
Воспитатель: Маруся, теперь ты знаешь, кто такие друзья и как они должны поступать. Что бы закрепить наши знания, поиграем в игру «Да-да-да, нет-нет-нет». Я буду задавать вопросы, если ответ утвердительный, то говорим «да-да-да» и хлопаем в ладоши, если ответ отрицательный, то говорим «нет-нет-нет» и топаем ногами. Готовы? (дети встают на ноги полукругом)
Игра "Да-да-да, нет-нет-нет"
- Будем крепко мы дружить?
- Да-да-да.
-Нашей дружбой дорожить?
-Да-да-да.
-Мы научимся играть?
-Да-да-да.
-Друг другу будем помогать?
-Да-да-да.
-Друга нужно разозлить?
-Нет-нет-нет.
-А обиды все простить?
-Да-да-да.
-Друга стоит обижать?
-Нет-нет-нет.
-Чай с друзьями будем пить?
-Да-да-да.
-А потом их будем бить?
-Нет-нет-нет.
-Друга будем мы любить?
-Да-да-да.
-А улыбку подарить?
-Да-да-да.
Ворона: спасибо, ребята! А теперь мне пора домой, расскажу всем-всем, что такое дружба! Ура! У меня теперь есть друзья (прощается с детьми, воспитатель уносит игрушку за дверь).
Воспитатель включает спокойную музыку (звуки леса) и ставит перед ребятами стол с ноутбуком и колонками для следующего этапа занятия.
Воспитатель: а вы знаете, ребята, что дружат не только люди, но и звери. В природе случаются совершенно неожиданные примеры дружбы животных. Один из таких случаев произошел у нас в Приморском крае, в нашем заказнике (словарная работа; приморский заказник – то место, где живут и охраняются тигры, недалеко от города Владивостока. Там живет тигр по кличке Амур. Вы знаете, что тигры – хищники, и они питаются другими животными. И вот однажды к тигру Амуру запустили козла, но тигр не обратил на него никакого внимания, т. к. не был голоден. Что сделал козел? Думаете, он испугался?
Дети: да, испугался!
Воспитатель: совсем нет. Это мы с вами знаем, что тигры опасные животные, но откуда это было знать домашнему козлику, который тигра никогда в своей жизни не видел? Козел (ему потом дали кличку Тимур) спокойно подошел к хищнику, посмотрел на него, а потом боднул его рогами. С тех пор Амур и Тимур подружились : вместе играли, отдыхали, бегали; они стали друзьями (рассказ сопровождается показом слайдов животных).
Воспитатель: на самом деле такие истории нередки, я вам покажу фотографии, и вы убедитесь сами, что животные могут дружить (показ слайдов с примерами дружбы животных в природе под спокойную музыку).
Рефлексия:
Воспитатель: сегодня, мы с вами закрепили знания о том, что такое дружба, узнали, какими должны быть друзья, так что вы можете мне рассказать об этом?
Дети: (поднимая смайлик с улыбкой дают ответы воспитателю). Варианты ответов:
- друг – это тот, кто всегда поможет;
- дружба – это вместе что-то делать, например, играть;
- друг, даже если нечаянно обидит, то всегда попросит прощения;
- друг не будет жадничать.
Воспитатель: правильно, ребята! Настоящий друг никогда не откажет в помощи, всегда развеселит, если тебе грустно! Так давайте будем дружить и не будем ссориться. Сейчас, в знак нашей дружбы мы подарим друг другу сердца, именно сердце является символом любви и дружбы! Приглашаю всех в мастерскую дружбы.
Воспитатель приглашает ребят присесть за сдвинутые столы в форме квадрата, дети садятся вокруг столов, на которых заранее приготовлено все для создания коллективной работы (ножницы, клей, листы красной бумаги с нарисованными сердцами). На доске висит плакат, на котором изображено дерево, крона которого обрисована линией розового цвета в форме сердца.
Воспитатель: Давайте вырежем сердечки и подарим друзьям, если у вас много друзей, можно вырезать несколько сердец. Каждый из вас по очереди подходит к нашему плакату и приклеивает на наше дерево сердечку со словами: «Я дарю это сердце своему другу (называете имя друга, потому что он…например, добрый, веселый, умный, он не обижает девочек, не жадничает и т. п.
Дети вырезают сердца, воспитатель по мере необходимости помогает тем, кому это нужно. После того, как сердца вырезаны, воспитатель берет заранее подготовленное сердце большего размера, чем у детей и приклеивает его в центр дерева.
Воспитатель: это сердце я дарю всем вам, потому что вас люблю!
Далее каждый ребенок выходит к доске со своими сердечками и приклеивает их с соответствующими комментариями.
Воспитатель: посмотрите, какое чудесное дерево дружбы у нас получилось. Так давайте оставаться дружными, и дарить друг другу улыбки! Вы согласны? (дети соглашаются). Предлагаю в знак дружбы обнять друг друга! (дети обнимаются со своими друзьями и воспитателем).