Людмила Харченко
Конспект занятия по экспериментированию «Магнит и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с понятиями «магнитные силы».
-Сформировать представление о свойствах магнита.
-Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
-Активизировать в речи детей слова: «притягивать», «магнитные силы», «магнитное поле».
Развивающие:
-Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
-Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
-Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде.
-Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
-Воспитывать доброжелательное отношение, желание приходить на помощь другим.
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование: Магниты, стаканчики с водой, скрепки, тарелки с песком и в нем металлические предметы, карточки с картинками и магнитом посередине, простой карандаш - по количеству детей; лабиринт на картоне, карточки с картинками из железа и не из железа, ключи железные и из других материалов, схема для опыта с песком, мнемотаблицы, схема с подходящим к замку ключом, сундучок с замком, магнитный конструктор, медальки.
Ход совместной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель зовё т к себе детей и говорит:
-Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал.
-Посмотрите, что изменилось, (появился сундук и письмо).
-Интересно от кого? (нарисован Незнайка)
-Вы узнали кто это? (Незнайка)
-А зачем же он к нам приходил?
-Может ответ письме? Давайте прочитаем, что же нам хочет сказать наш друг.
Открывает письмо и читают
«Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но чтобы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».
-Да, вот это задачку загадал нам Незнайка.
-А вы знаете, что такое магнит? (Магнит притягивает предметы.).
(Воспитатель показывает магнит.)
-Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Магнит – это камень, у которого есть необыкновенная способность притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям. Эти камни нашли древние греки и стали называть их магнитами.
- Где мы его можем встретить, дома или в детском саду? (У меня дома на холодильнике есть магнитик. У нас на доске рисунки висят на магнитах).
- Давайте сегодня вместе с вами поближе познакомимся с магнитом, его свойствами.
- Возьмите магнит в руки и скажите, какой он на ощупь?
Индивидуальные ответы: (холодный, твердый, железный, тяжёлый).
-Теперь мы точно знаем, что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Чтобы найти ключ, мы должны выполнить необычные задания.
Идут к столу с первым заданием.
-И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание:
«НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».
Опыт 1: На подносах лежат ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, металл и т. д.).
- Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный металлический ключ? (Нужно взять магнит и попробовать какой ключ притянет магнит) (Нашли нужный ключ).
-Ребята, давайте проверим, а вдруг ещё какой-нибудь ключ притянется к магниту.
-Возьмите каждый по ключу. (Проверяют каждый свой ключ)
-А из какого материала твой ключ? (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, металл и т. д.).
- Ребята, какой вывод можно сделать? (только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д. не притягиваются).
- Давайте с вами обозначим это свойство магнита с помощью мнемосхемы. (Прикрепляется схема – магнит притягивает изделия из железа)
- Молодцы, ребята, с первым заданием справились!
А теперь следующее задание: у каждого из вас на листе бумаги изображены различные предметы. Вы должны определить, какой из этих предметов притянет магнит. Соедините стрелочкой магнит с этим предметом.
(дети выполняют задание)
Проверим: - Какой предмет соединил с магнитом? Почему? (Скрепки, т. к. они железные и их притягивает магнит и т. д)
- Итак, предметы, из какого материала притягивает магнит? (Магнит притягивает только железные предметы).
- А сейчас давайте поиграем.
Игра «Метал - не метал»
Воспитатель - магнит, дети - различные предметы (получают картинки с изображением металлических и неметаллических предметов). При появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути, а остальные дети (имеющие карточки с неметаллическими предметами) остаются на месте делают наклоны в стороны.
-Молодцы! Берём ключ и двигаемся дальше.
А вот и второе задание, давайте прочитаем:
«КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА, НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».
Опыт 2: на столе в стакане с водой лежит ключ.
— Ребята, мне интересно, а можно ли достать ключ и не замочить руки. Как вы думаете – как? ( Индивидуальные ответы детей: 1-вылить воду, 2-надеть резиновые перчатки).
- А я вспомнила один интересный способ: если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду. Смотрите, что у нас получится.
-Хотите попробовать достать железный предмет из воды? (Да).
Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать.
- Надо вести магнит по внешней стороне стакана.
(Дети выполняют)
- Расскажите, что получилось? (Скрепка следует за движением магнита вверх).
- Что же двигало скрепку? (Магнитная сила).
- Какой можно сделать вывод: (Магнит очень сильный, его сила проходит через пластик и воду)
-Давайте с вами обозначим это свойство магнита.
(Прикрепляется схема – магнитная сила действует через пластик и воду)
-Молодцы, у нас всё получилось, и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.
Ребята, посмотрите, тут ещё одно задание для нас.
3 задание:
«ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».
Опыт 3: Посмотрите, кроме песка на столе лежит схема. Давайте вместе посмотрим и подумаем, что нам нужно сделать?
( Читаем схемы: 1 - нужно взять песок, 2 - взять магнит, 3 - провести магнитом над песком).
Молодцы, а теперь можно приступить к работе. (Дети выполняют задание)
-У всех получилось найти спрятанный предмет?
- Что было спрятано в песке? (скрепка, ключ, гвоздь, кнопка)
-Молодцы, все предметы в песке отыскали.
-Какой можно сделать вывод? (Магнитные силы свободно проходят через песок.)
-Давайте с вами обозначим и это свойство магнита. (Прикрепляется схема – магнит притягивает сквозь песок)
- А нам нужен ключ, берём его и отправляемся дальше.
4. А вот и новое задание
«ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»
Опыт 4: Посмотрите - 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Чтобы выполнить данное задание, нам нужно разделиться на пары.
Посмотрите, что мы будем делать: на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом. (Дети проводят ключ по лабиринту.)
-У вас получилось пройти сложный лабиринт?
-Почему ключ двигался?
Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.
- Давайте с вами обозначим это свойство магнита.
(Прикрепляется схема – магнитные силы проходят через лист картона)
- Итак, что вы узнали сегодня нового о магните? Помогут ответить нам наши мнемосхемы. (Магнит притягивает железные предметы, действует через пластик, воду, песок, картон.)
-Молодцы.
Возвращаемся к сундуку.
- Ну вот, все задания выполнены, у нас все получилось. А знаете почему?
Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.
- Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один. Как же нам выбрать ключ, который откроет замок? ( Ответы детей: пробовать всеми ключами открывать)
(на столе схема нужного ключа)
- У нас есть схема, как она нам может помочь? ( Ответы детей: приложить ключи).
- Правильно, давайте попробуем приложить ключи и найдем тот, который нам нужен. Дети пробуют приложить первый ключ, подходит? (Дети по-очереди подходят, пока не найдется нужный ключ).
- Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим, что для нас приготовил Незнайка.
- Что это? (магнитный конструктор)
-Да, действительно, конструктор, и не простой, а магнитный. Вот, оказывается, из магнита ещё и конструкторы делают. Мы с вами позже сможем построить всё, что захотим.
Заключительный этап:
- Ну, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось? (ответы детей)
-А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните? (ответы детей)
- А в сундучке еще что-то есть – это Незнайка прислал вам в подарок за хорошую работу медальки.
-Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит, мы узнаем в следующий раз.