Светлана Николаевна Кушманбетова
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Как образуются горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как образуются горы
Перед тем как проводить занятие, в саду проходила недельная тематика "Моя малая Родина".Мы с ребятами изучали живую и неживую природу родного края,поэтому дети активно работали и знали материал.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Направление развития: познавательное развитие
Цель: развитие познавательной активности через представления об окружающем мире и практическую работу.
Образовательные задачи:
Темочки:
1. Сформировать представления детей о том, как образуются горы. Познакомить с разными видами гор;
2. Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
3. Закреплять умение детей отражать в лепке полученные знания.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательно-исследовательский интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
2. Развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира;
2. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить любоваться природой;
Методы и приемы:
• методы формирования сознания (фронтальная беседа, построение диалога с воспитанниками);
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, решение определенных проблем, речевая ситуация);
• методы организации и осуществления познавательно-исследовательской деятельности (проблемная ситуация, опытно-экспериментальная деятельность);
• методы стимулирования поведения (поощрение, похвала, одобрение);
• методы контроля, самоконтроля и самооценки (анализ результатов собственной деятельности, рефлексия);
• приемы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (пальчиковая игра, динамическая пауза).
Материал и оборудование: : иллюстрации гор (слайды); макет гор, ткань, фартуки, соленое тесто; миски, емкости; какао-порошок, пищевой краситель коричневого цвета; доски для лепки; большой лист картона (макет города).
Место проведения: групповое помещение МАДОУ
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть со мной? (в кругу)
Здравствуй правая рука, (вытянуть правую руку вперед)
Здравствуй левая рука, (вытянуть левую руку вперед)
Здравствуй друг! (дать правую руку соседу справа)
Здравствуй друг! (дать левую руку соседу слева)
Здравствуй, здравствуй дружный круг
(держатся за руки все вместе)
Мы стоим рука в руке, (поднять руки вверх)
Вместе мы большая лента,
(перестроиться в прямую линию)
Можем маленькими быть (присесть, руки не опуская)
Можем мы большими быть (подняться на носочках)
Но один никто не будет! (соединиться в середине).
Воспитатель: Я желаю вам дети хорошего дня, чтобы вы были сегодня внимательны и добры друг к другу.
2. Вступительная беседа.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
-Куда?
-Мы узнаем после того, как нам загадает загадку Коля:
Огромная глыба у нас на пути.
Не сдвинуть ее и не обойти.
Ростом она до самих облаков.
Забраться туда не найти смельчаков!
И догадаться, конечно, пора,
Глыба такая зовется. (гора)
Воспитатель: Скажите, на что может похоже наше построение в игре? (на горы)
-А вы задумывались когда – нибудь, как появляются горы?
Такой вопрос, наверное, и у вас возникал.
3. Проблемная ситуация.
Воспитатель: И действительно, разве не удивительно: где-то расстилаются бескрайние степи, а где-то подымаются горы до небес.
- Почему так?
Причиной всему — земная кора.
Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. В результате её движения образуются острова и горы, и долины, впадины и возвышенности.
Конечно, на это уходит много времени — несколько десятков миллионов лет. Рассмотрим, какие бывают горы на нашей планете.
Показ слайда 1- горы
-А вы хотите провести небольшой опыт?
Побывать учеными-исследователями. Подойдем к столу.
Возьмите платок и прикройте им ладонь. Договоримся, что платок — это земная кора. Теперь пошевелите под платком пальцами, а потом согните их — "земная кора" сразу придёт в движение: "Земля" будет морщиться, горбиться, прямо на глазах начнут расти "горы", а между ними образуются глубокие "ущелья". Вот так примерно происходит и в природе, только, конечно, не так быстро.
-Что мы сейчас образовывали? (горы)
- С помощью чего мы делали горы?
- А платочки что изображали?
-Ребята, а вы видели горы в нашей природе? Какие они?
-В каком городе мы живем? (Кувандык)
-А где расположен наш город? (Среди гор, как в большой чаше)
Назовите горы, которые вы знаете.
-А как назвать горы, среди которых мы живем одним словом?
(Все горы нашей малой родины можно объединить в одно слово - Уральские горы).
Присядем на стульчики.
Есть разные виды гор. Сейчас нас познакомят ребята, которые исследовали и изучали с родителями некоторые виды гор.
Слайды 2 ГОРЫ КОНИЧЕСКИЕ
Арслан: Я много изучал и узнал, что есть горы в виде конуса. (показ фигуры). Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов.
Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается. При каждом последующем извержении высота холма увеличивается и со временем образуется небольшая гора. Вулканы обычно имеют коническую форму с большим кратером на вершине.
- О каком виде гор рассказал Арслан?
- Почему горы называют конические?
Слайд 3 ГОРЫ СКЛАДОЧНЫЕ
Настя А. : Я вам расскажу о другом виде гор, которые называются «Складочные» горы состоят из слоев горных пород, сжатых в гигантские складки, изгибающиеся наподобие арок и вогнутых линз.
(Показ на ткани складки)
- Почему горы называют складочными?
Слайд 4ГОРЫ СВОДЧАТЫЕ
Камила: Мы с мамой собирали информацию о горах и узнали, что есть горы сводчатые, для них характерны скальные породы, поднятые вверх в виде сводов. Расплавленная лава, поднимаясь под большим давлением на поверхность Земли, смогла поднять эти пласты горных пород.
(показ с помощью геом. фигур)
-Как называются горы, о которых рассказала Камила?
Слайд 5 ГОРЫ ЦЕЛИКОВЫЕ
Влад: Целиковые горы возникли в результате разломов или провалов земной коры, целые горные гряды за короткое время поднимались или опускались. (показ с помощью платка)
- А о каких горах рассказал Влад?
Итак, какие виды гор вы узнали?
4. Физминутка.
Поиграем в игру «Гора –старушка» (встают в круг( 2 раза)
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет
(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь
(педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь.
(часть детей отходят в сторону)
Вот мы еще раз показали, как появляются и разрушаются горы.
5 Практическая работа.
Воспитатель: А сейчас вы хотите слепить свою гору. Мы можем сделать горы понарошку – макет горы.
-Из чего мы можем их сделать? (глина, песок, пластилин, пены, тесто)
- Хотите попробовать слепить их из соленого теста?
- Как вы думаете, какого цвета должны быть горы? (коричневым).
- Сейчас посмотрим ингредиенты соленого теста (мука, соль, вода добавить в тесто какао-порошок или пищевой краситель, чтобы тесто было коричневым) Затем слепим макет гор.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, правило которые должны соблюдать при выполнении практических работ.
- Не трогать во время работы руками лицо и глаза.
- Во время работы нужно быть аккуратным, не отвлекаться, чтобы ничего не упало.
- Пробовать на вкус запрещено.
- Работать только на доске.
- Рабочее место содержать в чистоте.
- Привести в порядок рабочее место.
Чтобы нам было легче лепить горы, с нами поделится информацией Никулин Семен о строении гор:
Горы - самые высокие участки Земли. Некоторые горы настолько высоки, что вершины прячутся в облаках. Они имеют свое строение. Гора начинается с подошвы, затем идет склон и завершает гору вершина (показ по схеме).
6. Самостоятельная работа.
(дети лепят из соленого теста горы)
- Ребята, какие горы у нас получились?
Горы у нас получились разные по высоте и по форме.
-А почему в природе они меняют форму и размер?
Так и в природе: со временем под воздействием дождя, ветра и льда горы медленно разрушаются, форма их изменяется.
-Еще раз напомните мне, в каком городе живем?
-Что окружает наш город? (горы, как в большой чаше)
Соединяя горы на общей площадке (на коробке).
Похоже на чашу из гор, где расположен Кувандык. Когда наши макеты подсохнут, мы построим дома и получится наш город.
7. Заключение.
Путешествие наше закончилось, что же вы нового и интересного узнали.
- Зачем мы отправлялись в путешествие?
- Как образуются горы?
- Какие виды гор вы узнали?
- Из каких частей состоят горы?
- Как можно назвать горы, где мы проживаем одним словом?
- Может ли вам пригодится информация о горах когда – нибудь?
- Что мы использовали для лепки гор?
8. Рефлексия.
Молодцы. Вы многое узнали и запомнили! (награждение смайликами). Предлагает детям помыть руки, убрать рабочие места.