Евгения Кравченко
Конспект НОД с элементами экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста «В гости к ёжикам»
▼ Скачать + Заказать документы
Коллеги, сегодня я представляю вашему вниманию разработку конспекта по познавательному развитию с элементами экспериментирования с детьми 3-4 лет. Это тот возраст, когда малыши не могут долгое время сосредоточиться на каком то одном виде деятельности. Они должны всё время что - то исследовать, изучать,искать. Дети познают мир всеми доступными им способами. Делают свои маленькие открытия и с удовольствием делятся впечатлениями со сверстниками.
Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста „В гости к ёжикам“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Образовательная деятельность прошла в форме игры с использованием развивающего пособия В. В. Воскобовича - коврографа «Фиолетовый лес». Взору ребят предстала картина осенний лес, где всё пестрит яркими красками, крепящимися на нём различными элементами (живой и неживой природы). Ребята попали в сказку, благодаря которой было создано мотивирующее начало к познанию окружающего мира через несложные математические упражнения, а далее и увлекательные игры - эксперименты.
Пособие "Фиолетовый лес" очень понравилось малышам. Ребята могут и сами играя, придумывать новые и интересные сюжеты, что будет способствовать развитию воображения, фантазии и речи.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «В гости к ёжикам»
Цель: развитие познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста через совместные с взрослым практические действия экспериментального характера и игровую деятельность с использованием развивающего пособия В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес».
Задачи:
Обучающие:
- продолжать осваивать приёмы сравнения предметов по величине, используя слова высокое – низкое, выше–ниже, учить простейшим обобщениям;
- создавать условия для развития детского экспериментирования, умения анализировать, делать выводы и умозаключения о свойствах воды (прозрачная, льётся, песка (сыпучий, липкий);
- актуализировать знание основных цветов (красный, жёлтый, синий, оранжевый).
Развивающие:
- обобщать знание детей о сезонных изменениях в природе, фруктах;
- развивать речь детей, умение строить предложения, обогащать словарь;
- совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств);
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать развитию детской инициативы в процессе игровой и экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, желание оказывать помощь товарищам;
- закреплять навыки организационного поведения в процессе игр.
Предварительная работа: беседы с детьми, наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы: «Ёжики смеются», рисование: «Разноцветный осенний ковёр», «Дождь идёт», пальчиковые игры: «Осенние листья», «Дождик», «Сидит белка на тележке», физминутка: Ёжик и барабан», прослушивание песни: «Осень, осень к нам пришла…», «Осень золотая».
Методы и приёмы:
наглядные : рассматривание, показ воспитателем раскрашивания капельки;
словесные: создание игровой мотивации (путешествие в лес, беседа, указания, дополнения, напоминания, сравнение, проблемные вопросы, поощрение, подведение итога путешествия, загадка, звукоподражание.
игровые: «Поймай пузырь», игровое упражнение «На поезде»;
практические: экспериментирование с водой и песком, на коврографе «Фиолетовый лес». В. В. Воскобовича.
Материалы и оборудование: аудиозаписи: «Осень» (шум дождя, «Гудок паровоза и стук колёс», песни «Едет, едет паровоз…»; игрушка - ёж из театра «Би – бо - бо», лейка с силуэтом тучки, коврограф «Фиолетовый лес» с модульными элементы на ковролиновой основе: деревья (высокое и низкое, листочки большие и маленькие (двух цветов, ежики (большой и маленький, озеро тучки, цветок; «капелька» белого цвета и цветная, силуэты капельки на альбомного листа для каждого ребенка; тычки для рисования (по количеству детей, подставки для тычков, влажные салфетки для рук, краски гуашь трёх цветов - красный, желтый и синий, баночки с водой; подносы с речным песком и «Радужным песок» (песок для лепки и моделирования, песочный инвентарь (формочки, лопатки); мыльные пузыри.
Ход НОД:
1. Введение в ситуацию.
Дети в группе заняты играми. Включается аудиозапись: «Осень» (шум ветра и шелест листьев под ногами, шум дождя).
Воспитатель: Ребята, тише! Слышите? Что это за шум? Где он?
Дети высказывают свои предположения (например: за окном шум дождя, гроза, ветер)
Воспитатель: А почему мы это слышим?
Дети предлагают свои варианты ответов, что наступила осень, опадают листья с деревьев и кустиков.
2. Актуализация имеющихся знаний.
В группе появляется посторонний звук (шуршание листьев и фырканье ежа)
Воспитатель: дети, кто это фыркает?
Дети высказывают свои предположения, что это ёжик.
Воспитатель: детки, ёжик умеет разговаривать? А какие звуки ёжик издаёт, как он говорит?
Дети: ёжик фыркает: «фыр», «фыр», «фыр» (повторяют несколько раз, хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель: дети, а как вы думаете, откуда пришёл ёжик?
Дети отвечают на вопрос (например: из леса, заблудился).
Педагог говорит голосом ежа: ребята, я пошёл погулять и заблудился, увидел детский сад и пришёл к вам.
Воспитатель: ребята, что же делать? Как мы можем помочь ёжику?
Дети предлагают свои варианты решения проблемы (ёжика покормить, угостить его фруктами – яблочком и грушей, грибочком, помочь добраться до дома в лес). Дают ёжику фрукты.
3. Затруднение в ситуации.
Педагог говорит голосом ежа: спасибо вам, ребята, за угощение. А вы хотите познакомиться с моими друзьями, которые живут в лесу?
Дети выражают свое согласие отправиться в лес.
Воспитатель: ребята, лес находится далеко, как же нам туда добраться?
Предполагаемые варианты ответов детей: можно полететь на самолёте, поехать на автобусе, на машине, на велосипеде.
Звучит аудиозапись: звук паровоза и стук колёс. Дети прислушиваются.
Воспитатель: что это за звук?
Дети: это поезд
Воспитатель: ребята, нас ждёт весёлый паровозик! Он приглашает нас отправиться в путешествие.
Музыкальная физминутка: «Едет, едет паровоз…» (с остановками и движениями под музыку)
1 остановка- станция Хлопотушкино (хлопают под музыку в ладоши)
2 остановка- станция Топотушкино (топают под музыку)
3 остановка- станция Фиолетовый лес
Дети становятся вокруг коврографа «Фиолетовый лес».
Педагог говорит голосом ежа: ребята, мы приехали. Я приглашаю вас на прогулку в волшебный лес.
Воспитатель: ребята, а что вы видите в лесу?
Дети рассматривают волшебный лес и перечисляют увиденное.
Воспитатель задает уточняющие вопросы: ребята, а сколько деревьев в лесу? Они одинаковые или разные? Какое дерево выше? Какое дерево ниже? Какого цвета высокое дерево? Какого цвета низкое дерево?
Дети называют размер, цвет и количество деревьев.
Воспитатель голосом ёжика: Куда же они подевались мои друзья? (ежи спрятаны за елями). Помогите мне их найти…. (дети находят ежей)
Воспитатель голосом ёжика: А, вот вы где! Это ёж Кузя, а это ёж – Виля (крепит на полянку ежей). Мы любим вместе играть в лесу с листочками. Сегодня с деревьев упало много разных листьев, они все перемешались, поможете нам разобраться, с какого дерева они упали?
Дети выражают согласие помочь ёжикам.
Воспитатель: как выдумаете, какие листочки упали с какого дерева? Предлагаю взять по одному листочку и повесить на то дерево, с которого они упали.
Дети крепят листочки на деревья.
Воспитатель голосом ёжика: спасибо вам, ребята. Теперь мы знаем, с какого дерева, какие листочки упали! А у нас с ежатами есть друг – это капелька. Познакомьтесь с ней. Она живёт в озере.
Воспитатель крепит капельку в озеро.
Воспитатель голосом капельки: здравствуйте. Я приглашаю вас и моих друзей - ёжиков Вилю и Кузю поиграть со мной! Вы любите играть?
Дети выражают согласие поиграть с капелькой.
Воспитатель голосом капельки: тогда отгадайте загадку:
Меня пьют,
меня льют,
всем нужна я,
кто я такая?
Дети догадываются, что это вода.
Воспитатель говорит за капельку: Урааа! Вы отгадали! Это же про меня я –капелька воды! Теперь мы будем играть! Тучка, тучка, позови моих сестричек!
4. Включение способа действия в систему знаний и умений детей
1 игра – эксперимент. «Капельки и краски»
На столах у детей стоят баночки с водой. Педагог берёт лейку с прикреплённой на неё картинкой - тучкой и льёт воду в свою баночку.
Воспитатель: посмотрите, здесь одна Капелька или их много?
Дети думают и высказывают свои предположения: капелек много, потому что в баночках много воды.
Воспитатель говорит за капельку: это мои сестрички – капельки, они тоже хотят с нами поиграть! Мы с красками друзья! Но мне грустно, потому что я просто белая водичка, а так хочется превратиться в разноцветные капельки и раскрасить всё вокруг.
Воспитатель обращает внимание детей на баночки с водой: посмотрите, какого цвета вода в баночках?
Дети называют свойства воды (прозрачная, светлая).
Воспитатель: как же нам помочь Капельке, чтобы она не грустила?
Дети выражают готовность помочь Капельке и предлагают её раскрасить. Воспитатель говорит голосом Капельки: раскрасьте меня скорей, я очень хочу быть красивой.
Воспитатель: а вот и сестрички нашей Капельки. (На столах приготовлены силуэты капельки). Для того чтобы Капельки получилась яркими, вы можете выбрать любой цвет (красный, жёлтый, синий, какой вам нравится. Кто из вас помнит, как рисовать тычком? (дети показывают движением) Ребята, а если мы после каждого цвета не будем мыть тычок, что произойдет?
Дети догадываются, что цвета не перемешаются (или показ на примере).
Воспитатель: вот какая красивая капелька у вас получается (незаметно у воспитателя в руках появляется разноцветная капелька).
Воспитатель: что же произошло с водичкой?
Дети рассматривают баночки и делают вывод, что сначала водичка была чистой, прозрачной, а потом стала цветной: рисовали красками и мыли тычки в водичке.
2 игра - эксперимент: «Разноцветный песок»
Воспитатель говорит за капельку: вот теперь мне весело. Я красивая и могу окрасить всё вокруг в разные цвета! Ребята, я знаю, что летом вы с родителями часто ходили на море и там играли.
Дети рассказывают о том, как играли с песком летом (например: пекли куличики, строили ходы, домики, делали для кукол угощение).
Воспитатель говорит за капельку: а вы знаете, что песочек тоже мой друг! Если мы играем вместе, то нам всегда весело интересно! А вы хотите с нами поиграть?
Дети выражают желание поиграть. Воспитатель ставит чашку с простым песком и предлагает выбрать формочки, лопатки и ведёрки.
Воспитатель: давайте попробуем вылепить что-нибудь из песка.
Дети пытаются, но песок не держит форму, обсуждают почему не получаются куличики.
Воспитатель: что же делать?
Дети могут предложить намочить песок, попросить капельку.
Воспитатель голосом капельки: конечно, ребята, с удовольствием! Я предлагаю вам немного поиграть. Закройте глазки.
Дети закрывают глаза ладошками, воспитатель меняет ёмкость с простым песком на песок «Радужный».
Воспитатель: А теперь, открывайте глазки.
Дети рассматривают песок, пробуют его лепить.
Воспитатель говорит голосом капельки: ребята, я добавила в песок цветной водички и ярких красок, чтобы было веселей!
Воспитатель: что теперь вы скажете про песок? Какой он стал? Можно ли из него лепить?
Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечая на вопросы. Воспитатель с детьми приступают к игре с песком, интересуется у некоторых детей, что они лепят из песка, хвалит за старания.
Воспитатель: ребята, а теперь у вас получаются куличики?
Дети делают вывод, что мокрый песок не высыпается из ведёрка и лепится, а сухой высыпается.
Воспитатель говорит за капельку: ребята, я очень рада была с вами поиграть. Но нам с сестричками пора в лес, в озеро. А вы ещё будете много играть с песком на прогулке.
Воспитатель: вы сегодня побывали в непростом лесу, а волшебном. И поэтому, когда вернётесь домой, то увидите сюрприз – подарок из волшебного леса!
Звучит аудиозапись: звук паровоза и стук колёс. Дети прислушиваются.
5. Итог
Воспитатель: давайте попрощаемся с жителями волшебного леса, нас ждёт поезд. На обратном пути наш поезд следует прямым путём, без остановок. Садитесь в вагончики, мы отправляемся в путь.
Дети цепляются руками друг за друга и движутся по кругу под музыку, играет мелодия «Едет, едет паровоз» в сокращённом варианте.
Воспитатель: вот мы и вернулись домой. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Ой, а вот и сюрприз! А что такое мыльные пузыри? Из чего они сделаны?
Дети высказывают своё мнение, воспитатель наводящими вопросами помогает детям оценить совместные достижения; высказывают предположения, что пузыри сделаны из водички и мыла.
Воспитатель: правильно. Поэтому пузыри и называются – мыльные.
Игра: «Поймай пузырь»
Проводится игра-развлечение под музыку с мыльными пузырями.