Светлана Никифорова
Конспект НОД «Труд «мужской» и «женский» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 6»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
___
Конспект
непрерывной образовательной
деятельности по теме:
«Труд «мужской» и «женский»»
Воспитатель:
Никифорова
Светлана Николаевна
г. Энгельс
2021 г.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой.
Возрастная группа : старшая группа.
Тема НОД: ««Труд «мужской» и «женский»»
Ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное разви-тие».
Цель: формирование бережного, уважительного отношения к труду взрос-лых.
Задачи:
Обучающая
- формировать первоначальные представления о специфике труда мужчин и женщин;
- способствовать проявлению интереса к общественной значимости резуль-татов труда людей разного пола;
- актуализировать использование полученной информации в игровой дея-тельности.
Развивающая
- активизировать словарь детей;
- развивать умение использовать полученную информацию в игровой дея-тельности;
- развивать умение понимать смысл загадок.
Воспитательная
- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Виды деятельности: игровая, двигательная, речевая, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: игры «Угадай мою профес-сию», «Назови мамину профессию», «Назови мамину (папину) профессию», бесе-да, чтение рассказа В. А. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом», стихотворе-ния Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», загадывание загадок, чтение пословиц о труде.
Оборудование: иллюстрации с изображением «мужского» и «женского» труда; людей в форменной одежде (пограничник, полицейский, врач, строитель, продавец, артист); предметы, игрушки или картинки к той или иной профессии; мяч.
Предварительная работа: беседа о профессиях взрослых; рассматривание иллюстраций «Профессии»; чтение художественной литературы Маяковский В. В. «Кем быть?»; сюжетно - ролевые игры «Больница», «Строители», «Супер – мар-кет», настольно - печатные игры по теме «Лото».
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, в нашем детском саду решили выпустить газету о труде взрослых для выставки «Человек славен трудом». Воспитанникам средней группы нужно рассказать в этой газете о труде роди-телей, подготовительной группы — о труде работни-ков детского сада, а нам — о труде мужчин и жен-щин. Как вы думаете, что можно будет разместить в газете, чтобы её всем было интересно читать?
Основная часть
Воспитатель: Предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о труде мужчин и женщин, и подумать, как интересно и красиво оформить газету. Взрослые люди работают, имеют разные профессии. Какие из них вы знаете?
Воспитатель: Почему существует много профессий?
Воспитатель: Правильно, ребята, каждая профессия на Земле появилась потому, что она нужна не одному человеку, а многим людям. Много дел нужно сделать, потому и требуются разные профессии. Представьте, что никто не будет работать, что тогда случится?
Воспитатель: Работать можно по-разному. Когда люди добросовестно и хорошо относятся к своему делу, они радуют. О таких людях говорят: «Мастер своего дела, у него золотые руки». Какие пословицы о труде вы знаете?
Воспитатель: Попробуйте отгадать загадки о разных профессиях (отгадки выставляются на мольберт).
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро.
Сам раскрашен он пестро. (Маляр)
Кто у постели больного сидит
И как лечиться всем говорит?
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Доктор)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Ароматные котлеты,
Салаты, винегреты. (Повар)
С огнем бороться мы должны —
Работники мы смелые.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарные)
Воспитатель: Предлагаю рассмотреть иллюстрации о профессиях.
Воспитатель показывает детям картинки с изоб-ражением людей в форменной одежде (пограничник, полицейский, врач, строитель, продавец, артист).
Воспитатель: Ребята, а можно догадаться о том, ка-кая профессия у этих людей?
Воспитатель: Как вы догадались?
Воспитатель: Но специальную одежду, по которой можно догадаться о том, какой профессией занимает-ся человек, носят не все. Предлагаю вам поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, что люди разных профессий во время работы пользуются раз-ными предметами и инструментами.
Игра «Угадай мою профессию»
С помощью считалки выбирают водящего — ребен-ка, который будет загадывать загадку.
Воспитатель: Как еще можно догадаться о профес-сии человека, вы узнаете, если послушаете рассказ В. А. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом».
«В детский сад пришли двое новеньких — Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю: «Где работает твоя мама?»
— А ты не догадался? — удивился Коля. — От нее пахнет лекарствами. Моя мама — врач. Если заболеет человек — мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?
— А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама — пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.
— И врач? — удивленно спросил Коля.
— И врач не сможет, — с гордостью сказал Толя».
Воспитатель: А как же еще можно догадаться о профессии человека, вы узнаете из стихотворения, которое прочитает Аня.
Воспитатель: Ребята, есть профессии, которыми за-нимаются и мужчины и женщины. Чтобы вспомнить эти профессии, предлагаю поиграть в игру.
Игра «Назови мамину профессию»
Воспитатель: Ребята, я буду бросать вам мяч и называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап или дедушек. А вы будете бросать мяч мне и называть эти же профессии в женском роде. Например: повар — повариха, певец — певица, художник — художница, учитель — учи-тельница, спортсмен — спортсменка, портной — портниха, продавец — продавщица, актер — актриса, официант — официантка и т. д.
Воспитатель: Ребята, а есть такие профессии, кото-рыми чаще занимаются мужчины (женщины?
Воспитатель: Ребята, почему мужчины чаще бывают военными, пожарными, моряками, спасателями?
Воспитатель: Ребята, вы правильно заметили, что мужчины выполняют ту работу, которая требует си-лы, выносливости, твердости, выдержки, решитель-ности. К настоящей мужской работе мальчикам нуж-но готовиться с детства. Как это лучше делать?
Воспитатель: Ребята, почему женщины чаще рабо-тают ткачихами, доярками, медсестрами, нянями, воспитательницами?
Воспитатель: Правильно, ребята, женщины выбира-ют занятия, требующие заботы, терпения, усердия, аккуратности, доброты, кропотливости. Чему нужно учиться девочкам с детства, чтобы подготовиться к настоящей женской работе?
Воспитатель: Ребята, а почему в нашем детском саду работает так много женщин?
Воспитатель: Почему охранником, электриком, дворником в нашем детском саду работают мужчины?
Воспитатель: Хотите поиграть в игру, в ходе которой мы узнаем, кем работают ваши родители?
Игра «Назови мамину (папину) профессию»
Воспитатель бросает мяч ребенку, а тот возвраща-ет его и называете мамину (папину) профессию.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня вечером вы расскажи-те, кем вы хотите стать, когда вырастите, я ваши рас-сказы запишу, и мы их поместим в нашу газету.
Рефлексия
- о чем мы сегодня с вами говорили?
- что вам понравилось больше всего?
- над чем вам нужно еще поработать, чтобы стать настоящими мастерами своего дела?
Воспитатель: Ребята, давайте вместе вспомним, что мы решили поместить в нашу газету.
Воспитатель: Молодцы! Дети, вы всё хорошо при-думали. Наша газета для выставки получится заме-чательной и интересной.
Дети стоят в кругу
Дети: Наши рассказы о разных профессиях мужчин и женщин, стихи, рисунки, игры, картинки, кроссворды, загадки, пословицы.
Дети отвечают
Дети: Потому что много дел нужно делать: строить дома, лечить людей, учить, шить, торговать, готовить и т. д.
Дети: Всем будет плохо; некому будет учить детей, лечить их, если заболеют; нечего будет кушать и т. д.
Дети присаживаются на стульчики
Дети: «Без труда не выло-вишь и рыбки из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Долог день до вечера, коли делать не-чего», «Кончил дело — гу-ляй смело», «Всякое дело мастера боится».
Дети отгадывают загадки
Дети называют профессии изображенных на картин-ках людей.
Дети: По специальной одежде, которую они носят и по их действиям.
Дети:
На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, ко-ролевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Водящий отбирает реаль-ные предметы, игрушки или картинки, относящие-ся к определенным профес-сиям, и говорит:
«Я взял нож, доску, по-ловник. Какая у меня про-фессия?»
Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, которые выполняет ее представитель.
Аня читает стихотворе-ние Дж. Родари «Чем пах-нут ремесла»
Дети встают в круг
Дети раскладывают на доске картинки на две группы: слева — с изобра-жением «мужского» тру-да, справа — с изображе-нием «женского» труда.
Дети: Они сильные, сме-лые, решительные.
Дети: Заниматься гимна-стикой, закаливанием, спортом.
Дети: Они добрые, забот-ливые.
Дети: Учиться играть с детьми, успокаивать рас-строенного человека, испу-ганного малыша, учить разные песни, стихи.
Дети: Потому что они лас-ковые, добрые, аккуратные, внимательные, заботливые.
Дети: Потому что они ловкие, смелые, сильные.
Дети отвечают на вопросы
Ответы детей (наши рас-сказы о мужских и жен-ских профессиях, о том, кем мы будем работать, когда вырастем, картин-ки, загадки, пословицы).
Список литературы
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : издательский дом «Цветной мир», 2016. – 336 с.
2. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социаль-ному воспитанию. - М. : ТЦ «Сфера», 2016. – 192 с.