Ксения Мещерякова
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Магнит»
Подготовила воспитатель I кв. категории
Мещерякова Ксения Андреевна
Цель: дать представление о магните и его свойствах, их применении в жизни человека.
Задачи
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром „Магнит“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
• Обучающая. Познакомить детей с понятием «магнит». Формировать представлений о свойствах магнита : притягивает металлические предметы, может действовать через преграду (воду, пластик, стекло).
• Развивающая. Развивать у детей мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, умение выполнять опыты и эксперименты.
• Воспитательная. Воспитывать познавательный интерес и наблюдательность, умение работать в коллективе, выслушивать мнение другого человека.
Оборудование
• магниты (каждому ребёнку)
• различные металлические предметы (скрепки, гайки, шайбы)
• лоскутки ткани, бумага и картон
• предметы из дерева (деревянный карандаш)
• предметы из пластмассы (пластмассовая пуговица, деталь конструктора)
• стеклянные стаканы
• ключики
• конверт с письмами от сказочных героев
• волшебная рукавичка, посылка
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам познакомиться необычным способом. Мы будем строить пирамиду из наших ладоней и по очереди называть свои имена. (Воспитатель называет свое имя, вытягивает руку вперед ладонью вверх, дети по очереди кладут свои руки сверху и называют свои имена). Вот мы с вами и познакомились! А ваши руки будто примагнитились к моей. Теперь садитесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Вы, согласны, ребята?
Дети. Да.
Дети садятся полукругом.
Воспитатель. Вчера к нам из волшебной сказочной страны пришло письмо от сказочных героев. Хотите узнать, что в нем? (Да.) Почтальон мне сказал, что ещё мне понадобится волшебная рукавичка. Вот она! (Показывает рукавичку)
• Как вы думаете, в чём заключается волшебство рукавички? Что за чудеса она может делать? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель. Может это рукавичка Деда Мороза, и она может нам наколдовать подарки? Давайте скажем волшебное заклинание: «1, 2, 3 нам подарки подари!»
Не получилось. Может рукавичка может морозить? (Проверяют) Опять не получилось. А давайте на письме проверим, может здесь нам повезет. (Воспитатель берет письмо).
• А вы, ребята, разгадали, что это за волшебство?
• Как с точки зрения науки объяснить это волшебство? (Ответы детей).
• Скажите, что такое магнит? (Предмет, притягивающий изделия из металла).
Воспитатель. Я не буду сразу раскрывать секрет рукавички, а предлагаю вам провести испытание магнита и доказать свои догадки.
Дети проходят за столы.
Воспитатель: Сначала посмотрите на магнит. Руками пока трогать его не будем. Что мы можем сказать о нем? Какой его внешний вид?
Дети: имеет темный цвет, круглой формы.
Воспитатель: А теперь возьмите магниты в руки, но при этом закройте глаза. Что мы можем сказать о магните, не видя его, но чувствуя его на ощупь?
• Твёрдый или мягкий? (Твердый.)
• Можно ли его отломать? Прочный или хрупкий? (Ответы детей.)
Воспитатель: А как вы думаете, все ли притягивает магнит?
Дети: Нет!
Воспитатель: Давайте проверим, проведем опыт!
Опыт 1. «Всё ли притягивает магнит?»
Материал: предметы из дерева, металла, пластмассы, бумага, ткань, скрепка.
Задание. Поочерёдно подносим магнит к каждому из предметов. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить на красную часть тарелки, а те, которые не притягиваются – на синюю.
Результат: металлические предметы притягивает, а деревянные, пластмассовые, бумагу и ткань — нет.
Вывод: магнит — это металл, обладающий способностью притягивать предметы из металла.
Воспитатель: А как вы думаете, действует ли сила магнита через различные преграды, например, через ткань? Положите на стол скрепку, накройте ее сверху тканью и поднесите магнит. Действует ли на скрепку притяжение магнита?
Дети: Да, скрепка притягивается к магниту.
Воспитатель: Молодцы, справились!
Воспитатель: Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предположения (обнаруживаем магнит, железную пластину в конверте).
- Пора узнать содержимое конверта. Первое письмо от Василисы Премудрой. «Дорогие ребята! Я знаю ответы на все вопросы, могу рассказать о чем угодно и в любых трудностях своим мудрым советом помогу. Но и вы, маленькие друзья, уже повзрослели, многое узнали и многому научились. Так давайте с вами в премудрости посоревнуемся! Загадайте мне такую загадку, на которую я ответа не знаю»
Воспитатель: Ребята, давайте сами составим с вами загадку для Василисы Премудрой. Для этого составим такую схему. Магнит – он какой? (Тяжелый, холодный, прочный) А что еще такое же? (Камень, лед, металл). Дети выбирают подходящие картинки из предложенных. А что магнит может делать? (Притягивать металлические предметы). Воспитатель зарисовывает ответы детей в схему по методике ТРИЗ. А теперь давайте прочитаем нашу загадку!
Воспитатель: Вот такую загадку сможем мы отправить Василисе Премудрой, и посмотрим, знает ли она о волшебных свойствах магнита! Вот мы с вами каждый день можем видеть магниты : и в группе, и дома.
А вы знаете, как люди используют магниты в своей повседневной жизни? Предлагаю вам посмотреть! Воспитатель подводит детей к демонстрационному столику, показывает изображения предметов с магнитом, открывает сундук с магнитными игрушками
• Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? (Дети называют)
• Есть ли у вас дома магнит? (Ответы детей)
• У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой и т. д.)
Еще магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. С помощью магнита удобно держать инструменты. Дети по очереди вынимают из ящика предметы, находят в них магниты, объясняют их назначение
Воспитатель: Мы с вами много нового узнали! А теперь немного отдохнем и поиграем. Дети выходят из-за столов и перестраиваются в круг.
Игра - разминка «Притягивает – не притягивает»
-Сейчас я раздам вам карточки с картинками. Не переворачивайте их, пока я не попрошу. Я буду большой магнит. А вы - предметы, которые изображены на ваших карточках. Если магнит притягивает этот предмет, вы должны подбежать ко мне, если не притягивает – стойте на месте. (Игла, карандаш, чашка, скрепка, гвоздь, книга, лента, ключ).
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, а теперь снова заглянем в наш конверт с письмами!
Здесь просьба о помощи от Буратино: «Ребята, помогите, пожалуйста, Кот Базилио и Лиса Алиса забрали у меня Золотой ключик, и сказали, что отдадут его мне, если я сумею достать Золотой ключик из банки, не намочив рук»
• Подскажите, как помочь Буратино? (Банку опрокинуть, удлинить магнит и магнитом достать).
• А еще как? (Ответы детей)
Опыт «Действие магнита через воду и стекло»
Материал: стакан с водой, манит и ключик.
Эксперимент: надо достать ключик, который лежит в стеклянном стакане.
Условие: руки в стакан не опускать, ключик руками не трогать.
Результат: надо магнит приложить к внешней стороне стакана, ключик притянется к магниту и, не отрывая магнит от стенки стакана вести его вверх к краю, ключик двигается за магнитом, а у самого горлышка ключик притягивается к магниту, и так ключик достали.
Вывод: сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
Воспитатель: Буратино помогли. Пошлем и Буратино посылку с магнитом. А чтобы ему было понятно, что нужно делать, мы наш опыт зарисуем. Возьмите листочки, на которых уже изображен стакан с водой и нарисуйте, где ключик был сначала (на дне); на втором рисунке изобразите, как мы поднесли магнит : где оказался ключик? (возле стенки стакана); а на третьем рисунке покажите, как мы достали ключик (ключик рядом с магнитом).
Воспитатель: Давайте соберем посылку для сказочных героев. Воспитатель кладет в посылку магниты. Загадку про магнит мы отправим Василисе Премудрой. Для Буратино мы отправим магнит и ваши рисунки.
Воспитатель собирает магниты в посылку.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы помогли сказочным героям, а еще мы с вами познакомились с магнитом и изучили его свойства.
• Ребята, почему магнит назвать волшебным металлом? (Ответы детей.)
Верно, ребята, магнит - это металл, обладающий магнитными свойствами притягивать другие металлы. Не зря его в народе называют магнит-волшебник.
Молодцы ребята, спасибо вам за работу, вы сегодня хорошо потрудились.