Юлия Пистова
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Хлеб — всей жизни голова»
▼ Скачать + Заказать документы
филиал № 1 «Родничок» МБДОУ № 123 «Семицветик»
г. Пензы
Конспект НОД
"Хлеб - всей жизни голова"
ПОДГОТОВИЛА: ПИСТОВА ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА
воспитатель
ПЕНЗА, 2018 г.
"Хлеб - всей жизни голова"
Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в прежние времена и современное время.
Задачи:
Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба;
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „Хлеб — всей жизни голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в разное время;
Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность, на механизацию труда;
Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу;
Закреплять знания детей о сельскохозяйственных профессиях и техники;
Формировать представление о разнообразных хлебобулочных изделиях;
Методические приё мы:
Рассказ гостя- Мельника, чтение стихов, пословиц, загадок, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые, подвижные игры: "Вращаем жернова", "Замешиваем тесто".
Словарная работа:
Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнёр, закваска, солома, амбар, элеватор, чан, озимые и яровые хлеба, блокада, дневной паёк.
Материал к занятию: Стихи, колосья пшеницы, ржи; несколько кусочков ржаного и пшеничного хлеба; сушки, печенья; использование ТСО: мультимедиа
Предварительная работа:
Чтение отрывка из произведения А. Мусатова "Вот какой каравай", Кто в поле главный", рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа.
Литература:
Н. В. Алёшина "Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью".
К. В. Назаренко "Методические рекомендации к комплекту "Как к нам приходит хлеб".
А. Мерзлов журнал "Пед Совет".
Ход НОД
Слайд 1
В-ль: Ребята, к нам в группу пожаловал гость, а вот кто это, вы должны угадать:
Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его.
Дети: Мельник.
В-ль: Правильно, к нам в гости пожаловал наш друг Мельник, встречайте его.
Мельник: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Посмотрите, я пришел к вам не с пустыми руками. Я принес для вас интересную историю о маленьком кусочке хлеба. Давайте посмотрим ее.
Слайд 2
(Мельник пользуясь презентацией рассказывает как выращивают хлеб.)
Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?
Дети: земля, солнце, дождик, удобрение, люди разных профессий
Мельник: Молодцы, вы все правильно сказали. А сейчас мы отправимся в путешествие на поле, где увидим, как же люди раньше выращивали хлеб и как это делают сейчас.
Перед вами земля. Как вы думаете, что же сначала надо сделать?
Слайд 3
Дети: Вспахать землю.
Мельник: Правильно. В давние времена люди это делали с помощью лошадей и плуга, а сейчас им в этом помогают машины.
Слайд 4,5,6
Что же здесь нужно посадить? Из чего вырастит хлеб?
Дети: Зерна.
Мельник: (достает пшеничные и ржаные колоски и показывает детям)
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких как я
Будет целая семья.
Посмотрите на эти колоски, давайте их сравним. У ржи колосок длинный, тонкий, у него длинные усики, а у пшеницы колосок короче и толще, а усики у него длиннее. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – продолговатые.
Посмотрите, какие еще бывают зерновые культуры.
Слайд 7
Раньше люди садили хлеб в ручную, посмотрите как они это делали. А теперь хлеб сажают с помощью специальной техники.
Слайд 8,9,10
По земле сырой и жесткой,
Там где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой
Зерна, сыпались как дождик,
Точно дождик золотой.
Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?
Дети: Потому что люди работали до поздна.
Мельник: Правильно. Работали допоздна, чтобы успеть посадить все, потому что растениям нужно сажать в определенный срок, а если посеять их раньше или позже, то они могут не взойти.
Посмотрите, какие появляются первые всходы. А это уже созревшие колоски, как будто золотом переливаются они на солнце.
Слайд 11, 12
Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.
Слайд 13,14,15
Что же делает комбайн? Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины.
Слайд 16
Но так было не всегда. Когда не было таких чудо-машин, люди собирали урожай вручную, а потом обмалывали колосья.
Слайд 17
Затем зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную. Поэтому зерно везли на мельницу. Посмотрите, сколько разных мельниц люди придумали. Вот это – ветряная мельница. Ей помогает работать ветер. Он заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжелые жернова, а они мелят муку.
Слайд 18,19
Давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной. Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова.
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть
Жернова быстрей вращай! ладонью о ладонь).
Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).
Получается мука!
(Показ муки на тарелочке).
А вот водяная мельница.
Слайд 20
Люди, которые жили у рек, строили такие мельницы. Вода лилась на такие ковши и своей энергией заставляла крутиться жернова. И вот люди придумали лучшего помощника – электрическую мельницу.
Слайд 21
Большая электрическая мельница – это целый завод, она может намолоть столько муки, сколько не смогла бы намолоть и тысяча водяных и ветряных мельниц.
Слайд 22
А что же теперь делать с мукой? Куда ее везти? Опять на помощь людям приходят машины.
Богатырь – муковоз
Слайд 23
На завод муку привез.
Проводится дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?»
Дети встают в круг. Мельник по очереди кидает им мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет, что можно приготовить из муки.
Мельник: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь продолжим. Что же сначала надо сделать, чтобы приготовить хлеб, булочки, кренделя?
Ответы детей.
Мельник: Правильно. Надо замесить тесто. А какие нужны продукты, чтобы замесить тесто?
Слайд 24
Дети: Мука, вода, сахар, соль, масло, дрожжи.
Мельник: Посмотрите, как замешивали тесто раньше.
Слайд 25, 26
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускают
Дрожжи тесто раздували. воздух).
Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)
Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Тесто зрело и толстело – ох! Ох!
Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)
И весёлкой повзбивали.
- Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Сейчас у нас выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Поэтому выпекать хлеб на хлебозаводах людям помогают специальные машины.
Слайд 27
Громадные чаши наполняются нужными продуктами и замешиваются. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции.
Слайд 28
Затем хлеб выпекают в специальных печах.
Слайд 29, 30
Готовый продукт отправляют в магазины.
Слайд 31,32,33,34,35
Ребята, а для чего нам нужен хлеб?
Ответы детей.
Мельник: Правильно, хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт на нашем столе. Он составляет основу всего питания человека.
На свете я видел хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом,
Он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко.
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка:
Ни крошки, ни корки- ломоть до конца.
Слайды36-39
В музее истории Санкт- Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец.
Слайд 40
Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города.
Слайд 41
А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить- назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Живой - значит победа!
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
"Хлеб- всей жизни голова!"
Недаром говорят: «Хлеб всему голова.»
А вы ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе?
«Худ обед, коли хлеба нет.»
«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.»
«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.»
Молодцы! Вы увидели как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к нему следует бережно относиться, т. е. не бросать на пол, не топтать. Все люди мира ценят хлеб и знают, что «Хлеб – это наше богатство, достояние». Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже бережно относитесь к хлебу, бережете его, цените. А сейчас примите от меня угощение.
Слайд 42