Эмилия Сергеева
Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Почему осенью листья опадают»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывно-образовательной деятельности
Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.
Возрастная группа: старшая
Тема НОД: «Почему осенью листья опадают»
Направление образования и развития (образовательная область): познавательная, коммуникативная, музыкальная.
Цель: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Публикация «Конспект непрерывно-образовательной деятельности „Почему осенью листья опадают“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях;
- Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева;
- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы;
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность.
Формы реализации детских видов деятельности: проведение опытов.
Оборудование и материалы: ноутбук, лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие разной формы
Примерное содержание
непрерывной образовательной деятельности
I. Вводная часть
Звучит классическая музыка «Осень»
Воспитатель загадывает загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года … (осенью зовется)
- А какие осенние месяцы вы знаете?
-А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
-Сейчас какая осень? (ранняя)
-Какой месяц осени идет? (
октябрь)
Постановка проблемы
Раздается звонок и в ноутбуке появляется профессор– Иван Васильевич. (ранее записанная речь)
Дети стоят возле воспитателя
Здравствуйте, ребята! Я- учёный Иван Васильевич профессор биологических наук
- А вы знаете кто такие учёные? (это кто исследует, изучает объект и делает открытие).
- А какие приметы осени вы знаете?
-И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
- Чтобы найти вопросы на наши ответы, предлагаю вам переместиться в мою лабораторию. Вы готовы? Звучит музыка и дети садятся на свои места и «оказываются» в лаборатории Ивана Васильевича.
II. Основная часть
Познавательно-исследовательская деятельность
Ученый:
- Я предположил что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают. А вы как считаете, ребята?
Воспитатель:
-Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы ученого? (нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
- А что нам понадобится для наших исследований (Лупа, микроскоп, листья, салфетка, кубик)
-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит).
Динамическая пауза
Стояла корзинка на полке без дела
(Дети приседают, округлив руки – изобразив корзину)
Скучала, наверно, все лето она
(наклоняю голову, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела,
(встают, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай.
(тянуться, изобразив срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна
(руки округлив перед собой, кивают головой)
Она удивилась
(разводят руки)
Что так много фруктов в саду уродилось!
(поднимаются на носочки, показав руками большой круг)
Опыт № 1 Исследование строения листа с помощью лупы.
- А вам интересно узнать, как устроен лист?
- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. (Дети рассматривают лист через увеличительный прибор и делают вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.)
Опыт №2 «Почему лист зеленый?»
А почему же листья желтеют осенью?
Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.
Опыт №3 : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Эксперимент «Как листья опадают»
- На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Дети рассматривают черешок под микроскопом и делают вывод: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Дети выпускают листы различной величины.
Ответ детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
III. Заключительная часть
Воспитатель:
- Подведём итоги нашей исследовательской работы
-Из каких частей состоит лист?
-Почему листья зелёные?
-Почему листья меняют свою окраску и опадают?
-Как листья опадают?
Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Профессору понравились ваши ответы, за это он выслал вам по электронной почте сертификаты и присваивает Вам звание младшего научного сотрудника лаборатории.
Ответы детей