Лариса Кузьмина
Конспект непосредственной образовательной ситуации — экспериментирования «Волшебные свойства воды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной ситуации – экспериментирования
на тему: «Волшебные свойства воды» (старшая группа)
Цель:
• Прививать интерес к исследовательской деятельности.
• Расширять знания о воде.
• Активизировать речь и обогащать словарь.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект непосредственной образовательной ситуации — экспериментирования „Волшебные свойства воды“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды : вода может растворять предметы, изменять свой цвет, что пар- это тоже вода.
• Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.
• Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
• Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
• Развивать умение обобщать результаты работы и делать выводы.
Развивающие:
• Развивать практические действия в процессе.
• Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
• Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
• Стимулировать желание детей экспериментировать.
• Формировать коммуникативные навыки.
• Прививать бережное отношение к воде.
• Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение работать в паре, умение делать выводы, умение читать схемы.
Предварительная работа:
• Беседы о воде, её роли в жизни человека.
• Проведение занятий - экспериментирований с водой.
• Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
• Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Разрезные картинки" и др.
• Отгадывание загадок, чтение художественной литературы:
Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды»,
Б. Заходер «Что случилось с рекой»;
Материалы для ООД:
• прозрачные одноразовые стаканчики; фильтровальные салфетки; вещества (сахарный песок, речной песок, иллюстрации к загадкам, лист бумаги с изображением воды; на каждого ребенка конверт с картинками- схемами; мисочки, ложки чайные; кусочки льда на каждого ребёнка; термос с горячей водой; зеркало; стаканчики с водой; акварельные краски; кисти; салфетки; воронки; бутылка с водой; магнитофон ; аудиозапись «Звуки природы»;
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
-Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Предлагаю поиграть в игру «Друзья»
Игра «Друзья»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Сюрпризный момент:
-Воспитатель: Ребята, сегодня к нам прилетела Капелька и предлагает нам отправиться с ней в увлекательное путешествие: «Волшебный мир воды». Согласны? - (Ответы детей.)
-Капелька: Я очень рада с вами путешествовать! Это путешествие необычное: будем путешествовать на воображаемом воздушном шаре в роли исследователей. Знаете, кто такие?
– Ответы детей… - Воспитатель: тогда, давайте скажем: «вокруг себя повернись, и в исследователя превратись»…
- Капелька: В ходе путешествия мы будем передвигаться от станции к станции и изучать свойства воды. Готовы? Тогда вперед за мной! Взлетаем. (звучит мелодия) -Воспитатель: ребята, мы поднялись так высоко, что можем увидеть, что на нашей Земле много воды! Где находится вода?
- Ответы детей (в реках, озерах, морях, океанах.) -Воспитатель: вода на Земле бывает пресной (несолёной) и солёной. Как вы думаете, где солёная, а где пресная?
- Ответы детей…
-Воспитатель: Да, ребята, вода в речках, ручейках, озёрах--- пресная (несолёная, а в морях, океанах – солёная.
- Капелька: Приземляемся!
1станция: Отгадайте загадки:
1)Пушистая вата плывёт куда -то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе?
- Дети: (облака)
2) Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она, потечёт?
- Дети: (сосулька)
3) Молоко над речкой плыло –
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко?
- Дети: (туман)
4) Капли влаги на листочках –
На траве и на цветочках–
Это что за чудеса?
По утрам блестит …
- Дети: (роса).
5) Что за чудо покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек –
Их укрыл пушистый…
- Дети: (снег).
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать одним словом: дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег? Что все это?
- Дети: Вода!
- Да, это всё – вода!
- Воспитатель: «Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу»
- Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она – волшебница!
- Капелька: а сейчас летим к другой станции.
2 станция: Что мы знаем о воде?
- Воспитатель: Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит их воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Верно, ребята? Где нужна вода?
- Ответы детей …
- Воспитатель: вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А также мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
- Правильно, поэтому, воду надо беречь и охранять!
- Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете? -Ответы детей: Вода – это жидкость;
• Вода не имеет формы;
• У воды нет цвета;
• У воды нет вкуса;
• У воды нет запаха;
- Воспитатель: вот, Капелька, сколько ребята уже знают про тебя!
- Воспитатель: ребята, а давайте расскажем Капельке, кому нужна вода.
Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»
Игра: «Кому нужна вода» :
Описание: На листе бумаги круг с изображением капельки воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево, бумага., нужно выбрать нужную картинку и прикрепить к стрелке.
Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего.
Опытно- экспериментальная часть :
3 станция: опытно-экспериментальная
-Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас продолжим наши опыты с водой.
(Присаживаемся за столы)
Опыт №1.
-Воспитатель: Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет?
-Дети: сахарный песок в воде растворился.
-Воспитатель: Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет?
-Дети: Речной песок в воде не растворился.
-Воспитатель: Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?
-Дети: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.
-Воспитатель: Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Вывод: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.
Опыт № 2. «Лед – это вода»
-Воспитатель: Дети, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
Что вы почувствовали?
-Дети: Холод
-Воспитатель: Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
-Дети: Чем-то мокрым, холодным, льдом.
-Воспитатель: Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
-Дети: Лед начинает таять. Лед превращается в воду.
-Воспитатель: Так что же такое лед?
Дети: Лед – это вода в твердом состоянии.
Воспитатель: В каком состоянии может быть вода?
Дети: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Вывод: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воспитатель: Возьмите салфеточки и протрите руки.
Физкультминутка:
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, прыгали (дети прыгают, танцуют). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и становятся возле мамы тучки).
Ребята, такое явление называется «Круговорот воды в природе»
Опыт № 3 «Пар – это тоже вода».
-Воспитатель: А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.
(Опыт проводит воспитатель. На столе - термос с кипятком, стекло или зеркало).
-Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит.
-Дети: Из горлышка выходит пар.
-Воспитатель: Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите на зеркале?
-Дети: Оно запотело, и появились капельки
-Воспитатель: Предлагаю вам потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода. Какой мы можем сделать вывод?
-Дети: Пар – это тоже вода.
-Воспитатель: Правильно пар-это тоже вода, очень сильно нагретая. Ребята, запомните, пожалуйста, что такой пар очень горячий и подходить близко к сильно нагретым предметам нельзя, так как можно обжечься.
Вывод: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет? Давайте попробуем.
Опыт №4 «Вода может изменить свой цвет»
-Воспитатель: Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.
- Изменила вода свой цвет или нет?
- Дети: Да
- Воспитатель: Какого цвета стала вода, у кого какая….?
- Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Вывод: вода может менять цвет.
-Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, изменит ли вода свой цвет и вкус, если положить в нее варенье? Попробуйте это сделать дома.
-Воспитатель: Капелька, что это у тебя?
-Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила воды напиться, вот она.
-Воспитатель: Ребята, а нам можно пить такую воду пить?
-Дети: Нельзя.
-Воспитатель: Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.
-Капелька: Что же мне делать? Может вы мне посоветуете?
- Воспитатель: давайте отправимся на станцию, где очищают воду (очистную).
4 станция: очистная
-Воспитатель: ребята, поможем Капельке очиститься?
- А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.
- Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
- Я очень осторожно буду переливать грязную воду в баночку с фильтром.
- Что мы видим?
- Дети: Вода очищается…
- Воспитатель: Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала?
- Дети: Вода стала чистая, прозрачная.
- Воспитатель: Куда делась грязь?
- Дети: Вся грязь осталась на фильтре.
-Воспитатель: Я вам показала самый простой способ очистки воды. Этим простым способом нам удалось очистить воду от крупного мусора. Пить её нельзя, так как в ней ещё остались мелкие частицы мусора и микроорганизмы, вредные для нашего здоровья.
- Где мы можем использовать эту воду?
- Дети: в хозяйственных нуждах: полить цветы, помыть пол и т. д.
- Воспитатель: пресной чистой воды на Земле немного, поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы!
-Капелька: ребята, нам пора возвращаться.
-Воспитатель: давайте скажем: 1…5 в группу возвращаемся опять.
- Воспитатель: понравилось путешествие? В ходе его мы хорошо потрудились. Капелька увидела, какие вы умелые и знающие. А Капелька будет продолжать своё путешествие.
- Капелька: до свиданья! До новых встреч.
-Дети: Спасибо, тебе Капелька! До свидания!
-Воспитатель: дети, по какие новые свойства воды мы сегодня с вами узнали? - - Дети:
Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
Вода прозрачная.
Вода может менять свой цвет.
Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда.
Эта волшебница – наша вода!
Список используемой литературы
1. Рыжова Н. А. Волшебница Вода – М. : «Linka - Press», 1997;
2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М. : «Скрипторий», 2003;