Елена Скопинцева
Конспект занятия в старшей группе «Невидимый волшебник — воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь детям обнаружить воздух вокруг себя, расширить представления о свойствах воздуха : невидим, имеет вес, не имеет запаха, дать представления об источниках загрязнения воздуха, познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Учить рисовать с помощью воздуха.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Невидимый волшебник — воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Задачи: формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями, повышать интерес к исследовательской деятельности, формировать желание сохранять природу и навыки элементарной природоохранной деятельности.
Материал: воздушные шарики и трубочки по количеству детей, 12 баночек с крышками, соломинки для рисования, гуашь, бумага для рисования, весы, глиняные, деревянные и карамельные свистульки. Шаблон воздушного шара, шаблон овцы, утки и петуха, картинки с изображением заводов, машин, мусорных куч.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день. Давайте поприветствуем наших дорогих гостей. Как это можно сделать? Мы можем послать им воздушный поцелуй. Послушайте стихотворение.
Мы его не замечаем
Мы о нём не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Воспитатель: О чём говорится в стихотворении? А хотите узнать, что такое воздух? Для этого нам нужно отправиться в лабораторию. А, что такое лаборатория? Как вы думаете? /Это специальное место, где проводятся опыты и эксперименты, где имеется специальное оборудование и специальная одежда/. Кто работает в лаборатории? /Учёные и лаборанты. Именно учёные делают открытия/. Ребята, в любой лаборатории есть свои правила безопасности. В нашей лаборатории я главный лаборант, поэтому все предметы со стола можно брать только с моего разрешения и работать очень аккуратно. Теперь вы можете надеть халатики, как настоящие маленькие учёные и занять свои места.
Что же такое воздух? Для чего он нам с вами нужен? Сделаем глубокий вздох. и затем выдохнем. Почему мы дышим? Кто ещё, кроме людей, нуждается в дыхании? /Животные, растения/. В воздухе содержится кислород, которым мы дышим, и чем чище воздух, тем больше кислорода. Тогда нам дышится легко. Посмотрите на эту картинку. В таком городе легко дышится? /Нет, потому, что воздух загрязняется от дыма и копоти работающих заводов, печей, где сжигается мусор, большого количества автомобилей/. Как можно спасти воздух от загрязнений? /Необходимо ставить фильтры на трубы, которые задержат копоть и грязный дым/. Есть специальные организации, которые следят за этим, чтобы сохранить природу и наше здоровье.
Можем ли мы увидеть воздух? /Нет, он невидим/. Но есть способ, который докажет нам, что воздух есть. У меня в руках стаканчик. Вы думаете, он пустой? А вот и нет. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Вода наливается в стаканчик? /Нет/. А теперь возьмем стаканчик с салфеткой внутри. Повторим опыт. Проверяем, салфетка намокла? /Нет/. Почему вода не попала в стакан? /Внутри находится воздух, он не пускает воду в стакан. Теперь опускаем стаканчик с салфеткой в воду, слегка наклонив его. Видите пузырьки? Что это за пузырьки? /Воздух/. Действительно, вода постепенно вытесняет воздух, занимая его место. Ребята, поставьте стаканчики на место и вытрите руки насухо.
Конечно, просто так воздух увидеть нельзя, но когда воздух движется быстро, получается ветер. Ветер бывает разный: ласковый, резкий, освежающий, знойный, холодный, тёплый. Он может подарить прохладу в жаркий день, а может принести много неприятностей. К нему невозможно прикоснуться, зато мы можем его почувствовать. Сейчас я покажу вам.
• Воспитатель открывает надутый воздушный шарик и даёт детям почувствовать поток воздуха, выходящий из шарика. Можно, для наглядности, поднести вертушку. Делаем вывод: воздух движется и находится везде. Мы все «купаемся» в воздушном океане.
Воспитатель: Воздух имеет запах? Перед вами пустые баночки, закрытые крышками. Возьмите баночки со стола и аккуратно откройте крышки. Что вы чувствуете? Чем пахнет воздух? /Дети называют запахи продуктов, которые там хранились: апельсин, ваниль, чеснок, перец и аромат духов/. Делаем вывод, что воздух имеет запах того или иного продукта или вещества, а свой запах не имеет.
Воспитатель: Что у меня в руках? Теперь мы знаем, что находится в надутых шариках. А в не надутых шариках, есть воздух? Как вы думаете, какой шарик тяжелее? Как проверить? С помощью весов. Весы бывают разные, для измерения различных веществ: жидких, твёрдых, сыпучих. /Показ картинок с весами/.
• Воспитатель демонстрирует весы, как они работают на примере двух не надутых шариков. Затем, ребёнок заменяет один шарик. Наблюдаем результат и делаем вывод: надутый шарик тяжелее, значит, воздух имеет вес.
Воспитатель: Если надувать шарик очень сильно, то он лопнет. А если шарик надувать тёплым воздухом, то он станет лёгким и поплывёт вверх. Это свойство воздуха люди заметили давно. Два джентельмена-изобретателя, братья Монгольфье построили первый воздушный шар из ткани и бумаги. Наполнили его горячим воздухом. К воздушному шару присоединили корзину. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. После их благополучного полёта и приземления стали летать и люди. Эти полеты в то время стали быстрым средством передвижения и до настоящего времени остаются популярным видом спорта. Этот вид спорта называется воздухоплавание. /Рассказ сопровождается показом иллюстраций/.
Воспитатель: Скажите, мы можем услышать воздух? Для проведения следующего опыта возьмите трубочки и подуйте в них с разной силой. Что мы слышим? /Звук ветра/. Отгадайте загадку.
Маленький, удаленький
Громко кричит /Свисток/.
Посмотрите, на столе стоят тарелочки, прикрытые салфетками. Откройте и возьмите свистульки. Какие у вас свистульки? /Деревянные, глиняные, карамельные/. Пусть каждый из вас по очереди дунет несколько раз. На что похож звук каждой свистульки? /Свист, трель, завывание ветра/. Делаем вывод: воздух можно услышать. Есть много музыкальных инструментов, на которых невозможно играть без воздуха. Это труба, саксофон, дудка, свирель и др. /Показ картинок музыкальных инструментов/.
А знаете, ребята, что воздух не только музыкант, но и художник. Я вам сейчас это докажу. Проходите за столы. Перед вами лежат соломинки, с помощью которых вы будите рисовать. Перед вами чашка с краской. Капните на лист кляксу. Теперь с помощью трубочки и воздуха рисуем картинку, какую вам подскажет ваша фантазия. /Дети рисуют/.
• В конце занятия воспитатель просит повторить свойства воздуха, выставляя соответствующие картинки. /Воздух невидим, не имеет запаха, имеет вес, может двигаться очень быстро и самое главное – необходим для жизни всего живого/.