Виолетта Михайлова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Органы чувств»
▼ Скачать
«Органы чувств»
Цель: дать детям представление об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
Задачи:
1. Закрепить знания детей об органах чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).
2. Обогатить знания детей о функциях органов чувств и их роли в жизни человека.
3. Развивать восприятие через стимуляцию сенсорных функций (зрение, осязание, слух и тактильные ощущения).
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему „Органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
4. Расширять словарный запас: орган зрения, слепота, близорукость, дальнозоркость, осязание, обоняние.
5. Воспитывать интерес детей к своему организму и желание заботится о нем.
Ход НОД:
Ребята, сегодня приходил почтальон и принёс нам письмо. Рассматриваем конверт, на нём изображены: колбы, микроскоп и т. д. Какой интересный конверт, интересно, что там внутри. Читаем письмо.
- Здравствуйте, ребята. Вам пишет Незнайка. Мы с моим другом Знайкой решили стать учёными, но не можем никак разобраться: "Что же такое органы чувств?" Совсем запутались. Мы не знаем, что же нам делать? Помогите, пожалуйста, разобраться.
В: Что ребята поможем Незнайке? А как мы можем помочь? (ответы детей).
Для этого я вам предлагаю, стать учёными. Все учёные ходят в специальной одежде (лежат халаты, значки учёных и т. д.). Одеваются. А еще наше письмо не простое, а с заданиями, на которые не смогли найти ответ Незнайка и его друг. После того ка мы выполним задания его нужно будет записать (наклеить ответ в бланк письма).
Письмо: «Мы с моим другом сначала решили отгадать загадку, но не отгадали».
- Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам … (глаза).
Глаза это один из органов чувств человека, который называется орган зрения.
Для чего людям нужны глаза? (ответы детей)
В: Ребята, как вы думаете, для чего нам ресницы и веки?
Д: ресницы и веки защищают наши глаза от пересыхания и пыли, которая может залететь в глаза.
В: А для чего нужны брови?
Д: чтобы защитить глаза от пота
В: Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз? (ответы детей)
В: Да, без зрения прожить очень трудно, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире. Чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. С возрастом зрение может ухудшаться. Люди могут потерять зрение или видеть только далекие или близкие предметы. Такие болезни называются слепота, дальнозоркость и близорукость. А для того, чтобы не возникли эти болезни, нам с вами необходимо заботиться о нашем зрении.
- Ребята, а вы знаете, как заботиться о зрении? (ответы детей)
В: Правильно, ребята, тереть глаза грязными руками, береги глаза от острых предметов, не читать в темноте, нельзя долго смотреть телевизор, смотреть в монитор компьютера, играть в телефоне – это очень большая нагрузка на зрение. Чтобы сохранить зрение, нужно регулярно делать гимнастику для глаз. Давайте для глаз сделаем расслабляющую гимнастику:
«Чудеса»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
В: Какие вы молодцы, все сделали гимнастику для глаз! Мы познакомились с первым органом чувств – это зрение (ребенок вклеивает ответ в письмо). Интересно, что же нас ждет дальше. Давайте прочтем письмо.
Письмо (читаю следующую загадку).
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет. (нос)
В: Правильно. Нос – важная часть тела и называют его органом обоняния. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. И мы сейчас в этом убедимся.
Чтобы ваши носики хорошо дышали, предлагаю сделать дыхательную гимнастику.
«Надуй шарик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит, выполнять задание 6 раз. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
А теперь сыграем в игру.
Фитотерапия «Угадай по запаху»
Воспитатель предлагает детям определить по запаху, что в какой коробочке лежит, и обозначить соответствующей карточкой. После выполнения задания дети открывают коробочки и проверяют правильность выполнения задания.
В: Молодцы, это лук и чеснок, все угадали правильно. Кто помог нам определить, что лежит в баночках? (нос). Мы познакомились с еще одним органом чувств это обоняние (ребенок вклеивает ответ в письмо). Какой же будет следующий орган чувств (читаем письмо дальше).
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши. (ушки)
В: Зачем человеку уши?
В: С помощью органа слуха, а именно так называют уши, мы можем слышать разные звуки, различать речь.
Проводится игра «Узнай по голосу». Все встают в круг, водящий в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя «Ау!»
Глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай.
Водящий с закрытыми глазами, один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу кто его позвал (игра проводится 3 раза).
В: Так зачем человеку нужен слух и как он помогают нам в жизни?
Д: слух или уши помогают нам слышать разные звуки.
В: А как надо ухаживать за ушами? Чего нельзя делать, чтобы уши не заболели? (ответы детей)
В: Правильно, ребята. Нельзя ковыряй в ушах разными предметами, если болит ухо, обратись к врачу, слушай громкую музыку, кричи громко в ухо товарищу, ходить в холодную погоду без шапки.
Вот мы познакомились с еще одним органом чувств – это слух (ребенок вклеивает ответ в письмо). Давайте посмотрим, что еще есть в письме (читаем загадку).
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык)
В: С помощью языка мы можем узнать вкус продуктов. Какие вкусы мы можем определить с помощью языка?
Д: горький, сладкий, соленый, кислый, острый
В: У каждого продукта свой вкус.
Какое на вкус может быть яблоко? (ответы детей)
Какой на вкус может быть конфета? (сладкий)
Какой на вкус может быть лимон? (кислый)
Какой на вкус может быть острый перец? (горький)
Какой на вкус может быть виноград? (сладкий)
В: Молодцы! Вот мы познакомились с еще одним органом чувств – это вкус (ребенок вклеивает ответ в письмо). Давайте посмотрим, что еще есть в письме (читаем загадку).
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое.
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша. (кожа)
В: Ребята, для чего человеку нужна кожа?
С помощью кожи человек определяет качество и свойства предмета: горячее, холодное, твердое, тупое, острое, мокрое, сухое и т. д. Кожа выполняет защитную функцию организма.
- Ребята интересно, а вы сможете на ощупь определить предмет. Но перед этим, чтобы наши пальчики лучше определяли предметы на ощупь, выполним пальчиковую гимнастику.
Мои пальчики.
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут. Поворачиваем ручки попеременно ладошками вверх и вниз.
Пять их на моей руке. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Все делать могут,
Всегда помогут. Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают, Имитируем описываемые движения
Всё успевают. Открываем ручки ладошками вверх.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Детям предлагается определить на ощупь предмет, лежащий в мешочке. Дети выполняют задание.
В: Какие молодцы! Вот мы познакомились с еще одним органом чувств – это осязание (ребенок вклеивает ответ в письмо).
- Вы справились со всеми заданиями, теперь мы наши результаты исследования можем отправить Незнайке.
В: Что сегодня вы узнали нового? (ответы детей: органы чувств, уши, глаза, нос, язык). Для чего нам они нужны? (ответы детей) Что понравилось больше всего? Испытывали ли вы трудности, какие? (ответы детей)
В: Правильно, органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, а так же защищают нас. Как же они нас защищают мы свами попробуем разобраться в следующий раз. Мы должны беречь «наших помощников», ухаживать за ними, закаляться, заниматься спортом. Значки учёных вы можете оставить себе в награду за хорошую работу.