Дария Степанова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Мой город — Чебоксары»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать представление об истории возникновения города Чебоксары, его основных достопримечательностях.
Развивающие задачи:
- Обогащать и развивать словарный запас детей;
- Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в городе;
- Развивать самостоятельность мышления, умение высказывать предположения и делать выводы.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему „Мой город — Чебоксары“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Подготовительная группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
- Воспитывать патриотические чувства к малой Родине, интерес к его прошлому и настоящему, уважение к жителям города, бережное отношение к строениям и памятникам.
Словарная работа: монумент, древний.
Материал к занятию: ноутбук, экран, проектор, мультимедийная презентация, демонстрационные материалы о родном городе (фотовыставка, буклеты, книги, рисунки детей).
Предшествующая работа: экскурсии по городу, рисование любимых мест города Чебоксары, составление альбома «Родной город», беседы о том, каким город станет в будущем.
Методические приемы: Беседа, рассказ воспитателя, художественное слово (стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём?», Е. Кубашиной «Шупашкар», дидактическая игра «Улицы моего города», динамическая пауза «Бравые солдаты», рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей города Чебоксары (Чебоксарский Залив, Парк Победы, Монумент Воинской Славы).
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о Родине. Вы знаете, что значит слово «Родина»?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, есть Родина большая и малая. Большая Родина – это наша огромная страна Россия. У каждого человека есть место, где он родился, где живут его родители, друзья, родные – эти место называется малой Родиной. Послушайте стихотворение Владимира Степанова «Что мы Родиной зовём?».
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: Какие строки вам больше всего понравились?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю Вас совершить увлекательное путешествие на выставку нашего города. Готовы? А вы знаете правила поведения в общественном месте? Давайте их ещё раз вспомним.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Теперь можно отправляться на выставку.
Первый зал «Древний город».
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем?
Ответы детей.
(Дети рассматривают фотографии, иллюстрации с изображением города Чебоксары, и называют знакомые места.)
Воспитатель: Вы правильно заметили, что наш город очень красивый. Недаром Чебоксары называют «жемчужиной Поволжья». Как вы думаете, всегда ли наш город Чебоксары был таким красивым, уютным, чистым и современным?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу историю города. Чебоксары – столица Чувашии, старинный волжский город. Впервые в летописях упоминается в 1469 году. Чуваши называют свою столицу ШУПАШКАР, по одной версии означает «крепость Шупаша». Легенда гласит: пришел старик Шупаш с внуком к прозрачному роднику воды напиться, очаровался красотой здешних мест и остался жить. По другой версии: ученые говорят, что название города произошло от слова «чуваш» и «кар»- крепость, по-другому «крепость чувашей». Еще одна распространенная версия происхождения названия связана с водой. «Шупашкар» может означать обилие вокруг места расположения города воды — в переводе с чувашского слово может означать — водой огражденный. И действительно, город мог получить и такое определение. Согласно картам у Шупашкара было очень удобное для обороны расположение. С одной стороны он был огражден Волгой, с двух других многоводной в те времена Чебоксарской, а с четвертой стороны — еще и рвом с водой. «Шу, шыв» – «вода», «Паш» – «голова», «Кар» – «град, огороженное место».
Воспитатель: Чебоксары еще и очень древний город. Как вы думаете, что значит древний город?
Ответы детей.
Воспитатель: Древний – это значит, что город возник очень – очень давно. Много лет тому назад. Чуваши поставили здесь свои первые дома. Сейчас нам с вами трудно представить, что когда - то на месте нашего города шумели дремучие и непроходимые леса. Не было широких красивых площадей, улиц, скверов, детских садов и школ, а были лесные поляны. И вот пришли сюда люди, посмотрели вокруг, места им понравились и они поселились здесь. В древнем городе все дома были деревянными, т. к. люди еще не умели делать кирпич, а леса было много и из бревен можно было быстро построить дом. Постепенно деревянные дома менялись на кирпичные, они отличались от наших современных зданий.
Воспитатель: Дети, есть ли у нас в городе старинные дома, какие вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему эти дома не снесут и не построят на их месте новые, высокие, красивые, современные многоэтажные здания?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы совершили экскурсию по древнему городу, а сейчас я приглашаю на экскурсию по современным Чебоксарам.
Второй зал «Современный город».
Воспитатель: Ребята, что вы видите на фотографии?
Ответы детей: Залив.
Воспитатель: Чебоксарский залив – это культурно-развлекательная область Чебоксар. В залив впадают речки Сугутка и Чебоксарка. Через залив перекинут пешеходный мост. Около залива расположены следующие объекты: Монумент Матери-Покровительницы, Красная площадь, Певческое Поле. Залив является местом времяпрепровождения жителей Чебоксар, где можно перекусить, отдохнуть, поплавать на катамаранах и лодках. На его набережных проходят масштабные торжества например, в День Республики Чувашии, в день Победы.
Воспитатель: Что это за место? Чем оно памятно?
Ответы детей: Парк Победы.
Воспитатель: На территории парка находятся: Монумент Воинской Славы с Вечным огнем, Аллея памяти, памятники воинам-интернационалистам, солдатам, погибшим в Чечне, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, Часовня памяти Святого Иоанна, Музей боевой техники, Каскадный фонтан. К вечному огню люди приносят цветы, вспоминая своих прадедов, погибших в этой войне. Народ любит своих героев и свято хранит память о них. О славных защитниках Родины, об их мужестве и отваге слагали стихи, песни, пословицы и поговорки.
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о родине вы можете мне назвать? (У родного гнезда и ворона орла побивает. Смелость города берет. Один в поле не воин. На смелого собака лает, а труса кусает. Родимая сторона-мать, а чужая-мачеха. Жить - Родине служить. За край родной иди бесстрашно в бой. Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим. Кто за Родину горой, тот истинный герой). Замечательно!
Динамическая пауза «Бравые солдаты».
-А вы хотите быть похожими на бравых солдат?
-Давайте потренируемся:
Как солдаты на парад (шагают на месте)
Мы шагаем ряд за рядом
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладоши - (хлопают в ладоши)
Дружно, веселей
Застучали наши ножки - (топают на месте ногами)
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим – (стучат по коленочкам)
Тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем - (поднимают руки и встают на носочки)
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, (делают «фонарики»)
Снова опустились. (руки опускают)
Мы на месте покружились (кружатся на месте)
И остановились.
Воспитатель: Спустя много - много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.
Воспитатель: Посмотрите фотографии старого и современного города. Похожи? Что в нем изменилось?
Ответы детей:
Воспитатель: В нашем городе много улиц. Знаете ли вы названия улиц нашего города?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Улицы моего города»
Воспитатель: Приглашаю Вас пройти в новый зал «Отдых всей семьей».
Смотрите, а ведь это выставка ваших рисунков и фотографий, где вы показали любимые места отдыха. Это городской парк, сквер, пляж, стадион, спортивная площадка.
- Как вы отдыхаете, во что любите играть? (ответы)
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Е. Кубашиной «Шупашкар».
Шупашкар. Мне тепло с ним как дома.
Каждый слог – обжитый уголок
Да и может ли быть по- другому
Если здесь наш родной огонек?
Шупашкар. В нем не звон и не щебет,
И не взрыв слышу я, не удар –
Словно кто-то заветное шепчет
Доверительно мне: Шу-паш-кар.
И не надо нам громкими быть.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, о каком городе мы сегодня говорили?
-Что нового вы узнали?
-Что для вас было самым интересным?
Ответы детей.