Получи документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Моя малая Родина»

Татьяна Мельник
Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей

Экскурсия в музей в подготовительной группе по ознакомлению с шорской культурой

«Моя малая родина»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель: Познакомить с шорской культурой.

Задачи:

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей „Моя малая Родина“» размещена в разделах

образовательная: продолжить знакомить детей с родным краем, с коренными жителями юго-кузбасса и Новокузнецка – шорцами, с их бытом и культурой.

воспитательная: способствовать воспитанию у дошкольников любви к родному краю, формированию чувства толерантности, уважения к культуре другого народа, к людям разных национальностей. Воспитывать желание посещать музеи, закрепить знания их культурной ценности, правил поведения в музее.

развивающая: развитие представления детей о взаимосвязи культур разных народов, о духовном богатстве, доставшемся нам в наследство от прошлых поколений.

Оформление и атрибуты: фотографии символики шорцев, куклы в национальных шорских костюмах, принадлежности домашнего обихода, обереги, шаманский бубен с шорским орнаментом, макет шорского поселения.

Звучит шорский народный наигрыш. На фоне мелодии выходят дети. (слайд Моя малая родина)

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети сидят на стульях, появляется краевед.

Краевед: Здравствуйте ребята, я краевед, я занимаюсь изучением родного края, а вы знаете историю родного края? Люди, каких национальностей жили на земле Кузнецкой, чем они занимались, какие у них были традиции, обычаи, знаете? Сегодня нам с вами предстоит интересное путешествие в одно загадочное, волшебное место - музей.

Чтоб провести нам время интересно

И с пользой для себя и для друзей,

Нам долго выбирать не нужно место

Мы дружно отправляемся в музей!

Нас вернисажи, выставки встречают,

А краевед на встречу к нам спешит,

И, несомненно, все мы получаем,

Здесь что-то для ума и для души,

Музей нам дарит много впечатлений

И учит нас прекрасное ценить,

Мы знаем – память многих поколений

Музеи будут бережно хранить!

В нашем музее проходит выставка экспонатов под названием – «Моя малая родина!».

Ребята, а вы знаете правила поведения в музее?

Ребята: Да! Вести себя тихо и не трогать экспонаты руками!

Краевед: Молодцы! Что ж тогда начнем нашу экскурсию.

Ребята подскажите, а в какой стране мы живем?

Ребята: России!

Краевед: Правильно! Наша страна, наша родина Россия. Есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет! А кто скажет в какой области мы живем.

Ребята: Кемеровской!

Краевед: Правильно! Если посмотреть на карту, то мы увидим, что кемеровская область, находится почти посередине России. (слайд карта России)

А в каком городе мы живем?

Ребята: Новокузнецке.

Краевед: А как называют жителей Новокузнецка?

Ребята:Новокузнечане.

Краевед: Давайте на карте найдем наш город Новокузнецк он находится на юге Кемеровской области. (слайд Кемеровской области) Дети, а как вы думаете почему наш город назван Новокузнецком?

Ребята: Здесь жили Кузнецы!

Краевед: Правильно! Здесь жили Кузнецы!

(садятся на места)

В далекие-далекие времена когда нашего города еще не было, по берегам реки Томь, ее притокам Мрас-су и Кондома проживали люди небольшими малочисленными группами,их называли -горные Шорцы!

(Слайд шорские пейзажи+текст и музыка)

Шорцы жили в юртах, лесных землянках. (Слайд шорские жилища) Название этого народа произошло от имени одного из крупных родов, жившего на реке Шоре. Существует и другая версия происхождения названия. Многие поколения испытывали гнет воинственных племён, нелегкой была жизнь таежных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор” – печаль. Сильные и выносливые работоспособные шорцы, талантливы от природы! Русские в старину называли шорцов – «Кузнецами» за их умение добывать, плавить железо и изготавливать из них предметы домашнего обихода. От этого и пошло название нашего края – Кузнецкая земля, город Кузнецк, позже названный Новокузнецком.

Сюда приезжали купцы из Китая, а монгольские воины заказывали оружия и мечи. Повсеместно была распростронена обработка кожи и дерева (изготовление седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды, рукояток ножей, плетей). (Слайд ремесло)

Домашняя посуда - деревянная и берестяная изготавливалась преимущественно самими хозяевами. Для хранения зерна, меда использовали берестяные туеса. (Слайд деревянная и берестяная посуда)

(осмотр экспонатов)

У южных шорцев главным занятием оставалась охота, собирательство и рыболовство,они занимались скотоводством, земледелием, торговлей и изготовлением и сбытом глиняной посуды. Относительно хорошо были развиты пчеловодство, сбор кедрового ореха.

Итак, шорцы – коренные жители нашего города и Кемеровской области. Не важно в какой стране живут люди, на каком языке они говорят, важно жить дружно и уважать то, что создал другой народ.

Сегодня мы познакомимся поближе с обычаями коренных жителей нашего города – шорцами. У шорцев есть свой язык, непохожий на русский – шорский. Сейчас я поздороваюсь с вами по шорски «Эзеноктар!», а вы попробуйте мне ответить «Эзен!».

Дети:Эзен!

Краевед: Название нашей реки Аба (показывает на карте) которая не замерзает зимой –тоже шорское.

Шорцы верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами - хозяев тайги, гор, рек, озер., которые могут помогать или вредить людям. Общение с духами происходило через посредника-шамана - особого избранника божеств. (Слайд шаман с бубном)

(осмотр экспонатов)

Шаманы во время волшебного магического танца – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте, перед сбором урожая. Ни одно дело не обходилось без шамана.

Краевед: Я предлагаю вам поиграть в шорскую народную игру «Белый шаман»! (проводится игра). -

Игра «БЕЛЫЙ ШАМАН».

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход игры:

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек.

Он становится на одно колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры:

Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Атрибуты: Бубен с шорским орнаментом.

Краевед: Молодцы ребята!

(осмотр экспонатов)

Ремесло шорцев носило домашний характер. Женщины занимались ткачеством. Первоначально одежда шилась вручную. Материал выкраивался острым ножом. Детали сшивались с помощью шила и иглы прочными нитками. Позже одежда стала фабричного производства темных практичных расцветок. Мужская и женская одежда была почти одинаковой, состояла из рубахи, штанов и халата с вышивкой. (слайд одежда) Женская одежда оживлялась бусами, ожерельями, тонкими перстнями или медными кольцами, серьгами из стальной проволоки или меди с бисером, а волосы украшались бусинами, маленькими медными колокольчиками. (слайд украшения) Для детей шили такую же одежду, что и для взрослых, только меньших размеров. Нижнего белья шорцы не носили. Особой ритуальной, праздничной одежды не было. Зимой надевали несколько халатов, один поверх другого. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами.

Жизнь шорского народа была неразрывно связана с природой, и он выработал свое понимание окружающего мира. Дети тайги, шорцы, бережно относились к природе. Скажем, обычай запрещал без надобности рвать траву — волосы земли. С почитанием родной земли – гор, лесов, рек – связаны обряды шорского народа.

(осмотр экспонатов)

(Слайд береза в лентах) Наиболее популярный обряд – обряд поклонения березе – дереву, которое у шорцев считается священным. К сучьям березы привешивали принесенные с собой разноцветные ленточки, предварительно сделав три кивка головой, прося для себя и своей семьи благополучия. Давайте, ребята, и мы привяжем к березе разноцветные ленточки, попросим благополучия для себя и своей семьи.

Затем устраивалась борьба «Куреш» или перетягивание палки «Тайак»

Игра «Перетягивание палки» (Тайактартканы)

Правила игры: 2-3 пары детей садятся на пол, лицом друг к другу, руками держаться за палку, хват сверху, ноги согнуты в коленях. Упираясь, стопа в стопу, на вытянутых руках, по команде дети начинают тянуть палку на себя. Побеждает тот, кто перетянет палку быстрее.

Неотъемлемой частью шорского фольклора являются загадки, ведь где сила и ловкость, там и смекалка. Попробуйте отгадать несколько шорских загадок.

Бела, пушиста и мягка

На землю сеется мука. (Снег)

Одежек носит 100 она,

А пуговица лишь одна. (Капуста)

Край худой да край гнилой,

В середине – лист стальной. (Лед на реке, берега)

Без воды и без огня

Котелок кипит у пня. (Муравейник)

Скачет девочка в избе

На кудрявой голове.

Скок, скок, поскок

На ноге поясок. (Веник)

Без рук, без ног бедняжка,

А рядится в рубашку. (Подушка)

Землю солнышко пронзило

Красный лучик обломило. (Морковь)

Существует легенда что в шории живет Йети - снежный человек. (игрушка -йети)

(осмотр экспонатов)

Снежный человек, йети – это все названия одного и того же загадочного существа, жителя на нашей планете.

Краевед: Ребята посмотрите, сколько разных предметов шорского быта, украшенных яркими узорами. Все эти предметы сделаны руками замечательного и трудолюбивого народа, и все они украшены шорским орнаментом. (слайд шорский бубен, наскальные рисунки)

(осмотр экспонатов)

Давайте внимательно рассмотрим рисунки на всех этих предметах. Обратите внимание, какие линии использованы, какие цвета преобладают?

- Дети, у шорцев существовало поверье, если на камне нарисовать животное и унести этот камень в тайгу, то в следующий раз туда можно смело идти на охоту, там обязательно будут звери, охота будет удачной. А если нарисовать другие рисунки и положить в юрту, у очага, у постели и так далее, то в доме будет достаток, благополучие, все будут здоровы.

Давайте рассмотрим рисунки на камнях.

Шорцы в своих орнаментах используют: прямые, ломаные и волнистые линии, спирали, треугольники, черточки, крестики, волнистые линии с одной и двумя петлями. Также рисуют рыб, зверей, елочки, птиц.

Основные цвета: зеленый, желтый, синий, красный, белый.

Давайте рассмотрим элементы орнамента. Предлагаю эти элементы нарисовать самим.

Изодеятельность.

Наша экскурсия подходит к концу. Сегодня мы узнали лишь частичку культуры шорского народа. Надеюсь, что это знакомство не закончилось, а только начинается.

Ребята ответьте, а о чем была наша экскурсия? Вам понравилась экскурсия? А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

Краевед: Вы все большие молодцы, хорошо потрудились и узнали за сегодня много нового.

Мы сделаем выставку ваших работ, которую увидят ваши родные и близкие.

Всем большое спасибо!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа «День пожилых людей» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областейБеседа «День пожилых людей» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Беседа с детьми старшей группы «День семьи, любви и верности» с интеграцией образовательных областейБеседа с детьми старшей группы «День семьи, любви и верности» с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи: - формировать.

Беседа с детьми старшей группы «Три Спаса в августе» с интеграцией образовательных областейБеседа с детьми старшей группы «Три Спаса в августе» с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие ", " Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое.

Конспект итогового занятия с интеграцией образовательных областей в средней группеКонспект итогового занятия с интеграцией образовательных областей в средней группе МБДОУ №29 «Золотая рыбка» Конспект итогового занятия с интеграцией образовательных областей в средней группе Стручкова С.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моя малая Родина — село Марфино» Цель: Формировать нравственно – патриотические чувства. Воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою малую Родину,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Город Владимир — моя малая Родина» Актуальность обращения к теме "В белоснежном кружеве храмов – Величественный монолит. Словно святыня в раме, Град древний – Владимир стоит,.

Конспект НОД «Музыка в математике» с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие». Цель: Развитие музыкальных, интеллектуальных.

Конспект образовательной деятельности «Музыка и математика» с интеграцией образовательных областей в старшей группе Описание материала: «Музыка и математика» по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди». Это конспект интегрированного занятия, направленного.

Конспект занятия по ФЦКМ с интеграцией образовательных областей «Путешествие в мир профессий с Куйгорожем» (старшая группа) Программное содержание: Образовательные задачи: • расширять знания и представления детей о сельскохозяйственных профессиях; • познакомить.

Консультация «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС ДО» Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Моя малая Родина»
Опубликовано: 3 января 2019 в 16:57
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Моя малая Родина»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мельник (УИ 1225719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД