наталья светличная
Конспект образовательной деятельности «Музыка и математика» с интеграцией образовательных областей в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала : «Музыка и математика» по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди». Это конспект интегрированного занятия, направленного на воспитание интереса к музыкальной деятельности и развитие логического мышления.
Интеграция образовательных областей : «Музыка» и «Познание».
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Музыка и математика“ с интеграцией образовательных областей в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Развитие музыкальных, интеллектуальных и математических способностей детей через сюжетное обыгрывание.
Задачи:
Образовательная область «Музыка».
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку.
Развивающие: Развивать певческие способности, активизировать артикуляционный аппарат детей с помощью ритмодекламации, способствовать развитию навыкам игры на музыкальных инструментах, уметь легко и красивовладеть своим телом, выполняя импровизационные движения.
Образовательные : Формировать стремление к активному участию в различных видах музыкальной деятельности.
Образовательная область «Познание»
Воспитательные: воспитывать у детей умение слушать педагога и правильно отвечать на вопросы.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, совершенствовать навыки счёта, закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивать навык самооценки и самоконтроля.
Образовательные : формировать навык ориентировки на листе бумаги, уметь анализировать способ расположения частей, составляя силуэт, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Демонстрационный материал : ноутбук, мультимедийная установка, слайды к сказке «Гуси - лебеди».
Музыкальный материал : фонограммы с записью пьес «Баба-Яга», «Утро» из детского альбома П. Чайковского,
Раздаточный материал : музыкальные инструменты – деревянные ложки, барабаны, дудочки; карандаши, карточки-яблочки с цифрами, от 1 до 10, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, наборы игры «Танграм», листы бумаги прямоугольной формы, схемы изображения гусей.
Ход занятия
Дети под фонограмму песни «Весёлый счёт» входят в музыкальный зал и становятся полукругом. Звучит музыкальное приветствие гостям «Добрый день»
Добрый. добрый, добрый день,
Добрый день! Добрый день!
Нам здороваться ни лень, здороваться ни лень!
Здрав-ствуй-те!
Музыкальный руководитель : Сегодня у нас путешествие в сказку. Скажите, а как можно попасть в сказку?
Дети отвечают на вопрос: (с помощью волшебной палочки, повернуться вокруг себя, сказать волшебные слова).
Музыкальный руководитель : Предлагаю отправиться в сказку на музыкальном (математическом) паровозике «Чух-чух» (показать слайд паровозик)
А в дорогу с собой возьмём музыкальные инструменты
(бубенцы. колокольчики)
Прошу занять места в поезде
Исполняется песня «Паровозик Чух-чух»
(дети пою и играют на музыкальных инструментах)
Музыкальный руководитель : Вот мы с вами и прибыли в сказкуПосмотрите на экран, и ответьте, к какой сказке относится это изображение.
Демонстрируется слайд, изображающий отъезд родителей Маши и Вани из русской народной сказки «Гуси-лебеди», музыкальное сопровождение – пьеса П. И. Чайковского «Утро».
Музыкальный руководитель : Знакома вам эта сказка? Как она называется?
Дети: «Гуси – лебеди».
Музыкальный руководитель : Помните, как зовут героев сказки?
Дети: Маша и Ваня
.Музыкальный руководитель : И вот они опять попали в беду, и просят вашей помощи. Поможем им преодолеть трудности? Трудности необычные, все с заданиями. А для того, чтобы справиться с ними, нужно быть внимательными, сосредоточенными и находчивыми. И поэтому нам необходима разминка.
Музыкальная разминка «У ребят всегда в порядке»
У ребят всегда в порядке
Книжки и тетрадки!
У ребят всегда в порядке
Книжки и тетрадки!
Прыгай, прыгай и замри.
Цифру один (четыре, восемь) покажи!
Дети исполняют песню и выполняют движения по тексту, с помощью тела
рук и ног изображают заданную цифру
Музыкальный руководитель : Наша музыкальная разминка закончилась, а теперь попрошу вас присесть на ваши места.
Дети присаживаются за столы.
Воспитатель: Итак, слушайте первое задание.
Отгадайте математические загадки.
Нет углов у меня.
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Со стола скачусь я вдруг.
А зовусь я просто… (круг).
Посчитай и посмотри:
У него три стороны.
Три вершины, три угла,
Как зовут его, друзья? (треугольник)
Он давно знакомый мой
Он весь ровный и прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (квадрат).
После того как ответили, показать фигуру нужной формы.
Воспитатель: Какие вы внимательные! Все загадки отгадали правильно.
Ребята, Маша играла с подружками и не заметила, как Гуси-лебеди унесли братца-Ваню. Побежала Маша вызволять братца из беды. Бежит и видит, стоит печь.
Спрашивает Маша у печки: «Куда Гуси-лебеди полетели?
А печка ей и говорит:
Демонстрируется слайд с изображением «Печки». На изображение наложен голос со следующим текстом.
«Скажу, если ты мне поможешь. Помоги разложить печенье так, чтобы рядом одинаковое печенье не повторялось».
Воспитатель: Поможем печке? Отсчитайте и положите 8 печений в ряд так, что бы рядом лежащие печенья не повторялись.
Дети выполняют задание.
После выполнения задания воспитатель задаё т вопросы детям:
Какой формы у тебя первое печенье?
Посчитайте сколько у вас печенья красного цвета?
Назовите четвертое печенье (цвет, форму)
Сколько печений треугольной формы?
Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились правильно и помогли Маше.
Музыкальный руководитель : Бежит Маша дальше. Встречается ей на дороге яблонька, обращается Маша к яблоньке с тем же вопросом: «Куда Гуси-лебеди полетели?» А яблонька ей и отвечает:
Демонстрируется слайд с изображением «Яблоньки». На изображение наложен голос со следующим текстом:
«Скажу, если ты меня развеселишь. Скучно мне здесь одной стоять»
Музыкальный руководитель : Давайте поможем Машеньке, споём песенку и развеселим яблоньку.
ПЕСНЯ «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Демонстрируется повторный слайд с изображением «Яблоньки». На изображение наложен голос со следующим текстом:
«А теперь выполни задание: поиграй с моими яблочками, посчитай, сколько их».
Дидактическая игра «Яблочки»
Описание игры: Дети берут карточки с изображением яблок и соответствующей цифрой.
Муз…рук…Ребята, поможем Маше, возьмите по одному яблочку с цифрой и постройтесь друг за другом с возрастанием чисел.
Дети выполняют задание.
Музыкальный руководитель : Молодцы ребята развеселили яблоньку, выполнили правильно задание, и яблонька показала дорогу Машеньке. Бежит Машенька и видит речку - кисельные берега, глубокую, да широкую.
Демонстрируется слайд с изображением «Речки».
Воспитатель: А как перебраться через неё на другой берег Маша не знает. А вы дети, как думаете, чем можно Маше помочь?
Ответы детей.
( Варианты фантазии по ТРИЗУ: перебраться через речку на лодке, на плоту, построить мост, перелететь).
Воспитатель: Правильно! Нужно сделать мостик. Давайте выполним это задание.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! справились и с этим заданием. Перебралась Маша на другой берег и видит, стоит избушка.
Демонстрируется слайд «Избушка»
Музыкальный руководитель : А кто же в ней живет, мы узнаем, если вы отгадаете музыкальную загадку.
Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель : Скажите, кто живет в избушке? Правильно отгадали, конечно, это Баба Яга, а давайте вспомним, как называется пьеса и кто её написал?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель : А какой характер у этой пьесы?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель : Правильно, загадочный, угрожающий.
Давайте послушаем эту пьесу ещё раз.
Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель : Увидела Баба – Яга Машу и говорит:
Демонстрируется слайд с изображением «Бабы-Яги». На изображение наложен голос со следующим текстом:
«За братцем пришла? А я тебе его просто так не отдам, пока ты мне трижды не услужишь. Первое задание будет такое: есть у меня клумба, хочу посадить на ней разные цветы. В середине клумбы нужно посадить цветы круглой формы. В верхнем правом углу – цветок треугольной формы. В нижнем левом углу цветы квадратной формы. Внизу клумбы – цветы прямоугольной формы».
ИГРА «ЧЬЯ КЛУМБА БЫСТРЕЕ СОБИРЁТСЯ»
Дети выполняют задание, используя блоки Дьенеша.
Муз. рук…Как быстро и точно вы выполнили задание Бабы-Яги! Слушаем, какое будет второе задание.
Демонстрируется повторный слайд с изображением «Бабы-Яги». На изображение наложен голос со следующим текстом:
«Избушка у меня сломалась, все кудахчет и кудахчет, даже не поворачивается. Нужно её отремонтировать».
Муз рук. Ребята, давайте поможем Бабе-Яге, и построим ей новые избушки.
Развивающая игра «Избушки».
Описание игры: Дети из наборов игр «Танграм», используя палочки Кюизинера, выкладывают на столе избушки.
Муз рук …Молодцы ребята, справились с заданием, у всех получились интересные избушки. Слушаем третье задание.
Демонстрируется повторный слайд с изображением «Бабы-Яги». На изображение наложен голос со следующим текстом:
«Третье задание такое: Спрятались куда - то Гуси - лебеди. Не могу их дозваться. Помогите-ка мне их отыскать».
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем соединить точки и посмотрим, что из этого получится.
Дети на листах формата А-4 соединяют точки, получается контур летящего гуся.
Молодцы дети, всех гусей отыскали, помогли Бабе – яге.
Музыкальный руководитель : Что еще нам скажет Баба-Яга? Демонстрируется повторный слайд с изображением «Бабы-Яги». На изображение наложен голос со следующим текстом:
«Так и быть, отдам вам Машу и Ваню, если вы станцуете для меня веселый танец».
Музыкальный руководитель : это самое легкое задание, правда, ребята?
Давайте станцуем для Бабы-Яги танец – игра «Лавата»
«ЛАВАТА»
Музыкальный руководитель : Бабе-Яге очень понравился ваш танец, и она отпустила Машу Ваню домой. А что бы они быстрей вернулись, приказала, чтобы гуси-лебеди доставили их домой как можно быстрее.
Демонстрируется слайд с изображением Маши и Вани.
Итог.
Музыкальный руководитель :Как хорошо, что вы, ребята справились со всеми заданиями, и помогли Маше и Ване вернуться домой.
Скажите, какое задание вам понравились больше всего?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель : Наша встреча подошла к концу,
но я с удовольствием буду ждать вас ещё!
Дети под выходят из зала.