Вера Пичугина
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Город Владимир — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность обращения к теме
"В белоснежном кружеве храмов –
Величественный монолит.
Словно святыня в раме,
Град древний – Владимир стоит,
Богатырем белокаменным,
Рыцарем русской земли!
Промыслом Божьим и князя
Владимира Красное Солнышко –
В нежных объятиях Клязьмы
Руси драгоценное зернышко.»
Автор:Шувалова Татьяна Григорьевна
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Город Владимир — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Старший дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития высших нравственно – патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, приобщение к культурному наследию своей страны и своей малой Родины.
В рамках патриотического воспитания детей, региональный компонент является важнейшей частью содержания процесса дошкольного образования, в котором отражаются региональные особенности, актуализируемые целями адаптации, социализации и культурации личности ребёнка в условиях культурной среды своего региона. Региональный компонент отражает региональные и национальные особенности конкретного субъекта Российской Федерации, а именно малой Родины ребёнка.
Патриотическое воспитание с учётом регионального компонента способствует формированию базовых национальных ценностей – моральных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, отражающих социально – исторические традиции путём приобщения к культурному наследию своей Родины.
Подобный подход, осуществляемый системно, позволяет сформировать у детей определённый запас представлений о родном городе, даёт возможность почувствовать свою принадлежность к истории своей малой Родины, ощутить себя её частью, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как гражданина своей страны, личности с активной жизненной позицией.
Программное содержание: Воспитывать любовь к своей малой Родине. Развивать интерес к истории родного края. Формировать общие представления о достопримечательностях родного города, их роли в истории города. Побуждать детей к речевой активности, давая возможность поделиться своими представлениями и опытом с другими детьми.
До НОД: беседа с детьми на тему: «Мой город»
Материал: иллюстрации с изображением памятников архитектуры города (Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор, Водонапорная башня (музей «Старый Владимир», здание присутственных мест «Палаты»), бумага, цветные карандаши.
Воспитатель: Ребята! Вы знаете, как называется наш город? (ответы детей) А знаете ли вы, в каком старинном городе мы с вами живем? Кто основал город Владимир, какие исторические памятники есть в нашем прекрасном городе? Предлагаю вам отправиться вместе со мной в путешествие по нашему родному городу.
Кто из вас знает, почему наш год называется Владимир?
Дети: ответы детей, их предположения.
Воспитатель: Правильно, наш город назван в честь своего основателя, князя Владимира Красное Солнышко. Красным Солнышком его прозвали жители города за заслуги перед народом, ведь снискал князь уважение народа за дела свои добрые и полезные для Руси – матушки. Я не случайно сказала «для Руси», ведь в старину страна наша называлась не Россия, а Русь. Наш город был основан больше тысячи лет назад и являлся столицей Руси и Великого княжества Владимирского.
А какой город сейчас является столицей нашей Родины?
Ответы детей.
Воспитатель: (показывает иллюстрацию «Золотые ворота») Дети, а вы знаете, что это?
Дети: Золотые ворота!
Далее воспитатель спрашивает детей, что это за памятник, кто из детей посетил музей, что видели дети в музее… таким образом, происходит уточнение и обобщение представлений детей о данном историческом памятнике. Далее воспитатель рассказывает и о оборонительном сооружении «Козлов вал».
Воспитатель предлагает вниманию детей иллюстрацию Успенского собора. Спрашивает детей, что это за здание? В чем его особенности?
Дети: Это Успенский собор! Мы с мамой ходили на службу, зажигали и ставили свечи… там есть мощи Александра Невского… Примерные ответы детей из личного опыта.
Воспитатель: обобщает, подводит итоги сказанного. Это очень старинный памятник архитектуры, белокаменный кафедральный (главный) собор города, действующий, православные люди активно посещают этот собор для молитвы. Но кроме этого собор является историческим местом, многие туристы посещают этот храм, как музей, чтобы полюбоваться его великолепием…
А неподалеку от Успенского собора расположен Дмитриевский собор (показ иллюстраций, который построил 900 лет назад князь Всеволод Большое Гнездо (рассказать детям, почему в народе так прозвали князя). Этот собор является уникальным памятником белокаменной резьбы….
Инициативные высказывания детей.
Далее воспитатель рассказывает детям о старой водонапорной башне, в которой в настоящее время располагается экспозиция «Старый Владимир».
Высказывания детей из личного опыта (кто из детей посетил данный музей, осматривал город со смотровой площадки и т. д.)
Далее воспитатель знакомит детей с музеем «Палаты», в котором располагается несколько экспозиций, в частности «Старорусская школа»…
Предлагает детям, посетившим этот музей, рассказать своим товарищам об увиденном, поделиться впечатлением.
Далее, педагог подводит итоги, вместе с детьми рефлексирует, что из увиденного показалось наиболее интересным и познавательным.
После НОД: педагог предлагает детям нарисовать любой понравившийся памятник архитектуры или любимое место в городе. Организовать выставку детских работ на тему «Владимир – мой любимый город!»
Ожидаемые результаты:
1. Развитие познавательной мотивации у детей к культурному наследию своей малой Родины.
2. Развитие связной речи, способности составлять связный рассказ на основе собственного опыта.
3. Обобщение представлений детей об исторических достопримечательностях родного города.