гриневич светлана
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в страну народной игрушки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
«Путешествие в страну народной игрушки»
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Гриневич С. Д.
2020 г.
Цель:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.
Образовательные задачи :
1. Познакомить с народными игрушками (Дымковской и Гжельской);
2. Учить чувствовать гармонию, красоту, выразительность образов;
3. Дать элементарные знания основных цветов и элементов узоров Дымковской и Гжельской росписи;
4. Вызвать желание украшать игрушки.
Развивающие задачи:
1. Развивать речевую активность, внимание, мышление, образное восприятие
2. Развивать эстетическое и художественное восприятие детьми предметов народных промыслов
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уважение к труду народных умельцев;
2. Воспитывать умение работать коллективно
Интеграция образовательных областей :
Социально – коммуникативное развитие:
Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений
Познавательное развитие:
Знакомство детей с народными игрушками
Речевое развитие:
Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас
Художественно-эстетическое развитие:
Приобщение к художественному слову и музыкальному искусству
Физическое развитие:
Формирование у воспитанников двигательной активности, развитие мелкой моторики
Словарная работа:
Село Дымково, село Гжель, глина, русские мастера, кокошник, горделиво, элементы узоров, народные умельцы, барышня, речка Гжелка, фарфор
Оборудование
План страны народной игрушки, гимнастические палки и бахрома, приделанная к резиночкам, домики из бумаги, магнитофон, аудио кассета с записью русской народной мелодии «Барыня», народные игрушки Дымковских и Гжельских мастеров, макет куклы в платье, элементы узоров для украшения платья.
Ход занятия:
Воспитатель одетый в юбку, рубашку, на ногах кеды, на плечах рюкзак. В рюкзаке гимнастические палки.
- Здравствуйте, детки! Меня зовут Марфа - мастерица. Я приглашаю вас путешествовать в страну народной игрушки. Отправляемся в путешествие.
Воспитатель
Ребята, на чём можно путешествовать?
Дети
На машине, на самолёте, на поезде, пешком…
Воспитатель
А мы сегодня отправимся в наше путешествие на конях? А где же мы возьмём коней?
Дети
….
Воспитатель
- Да! А «кони» то при мне. Разбирайте.
(дети берут палки)
- Сейчас я скажу волшебные слова и обычные палки превратятся в коней.
Воспитатель делает круговые движения руками и произносит слова: «Палка, палка, покружись и в коня ты превратись».
- А сейчас, ребята, смотрите на меня и делайте как я.
Воспитатель
- Кони готовы?
Дети
- Готовы
Воспитатель
Наездники готовы?
Дети
- Готовы
Воспитатель
- Поехали.
Воспитатель
- Пру, стойте. А куда же мы поедем? Кто знает, где находится страна народной игрушки?
Дети
- В городе, в магазине, в доме…
Воспитатель
- Вы знаете, ребята, я зашла в интернет и нашла там карту, на которой обозначена страна народной игрушки, сейчас я его достану.
(Достаёт план, на котором нарисована схема путешествия и написана загадка)
Воспитатель
- Ребята надо сначала найти место, от которого мы отправимся в путь, для этого нам надо отгадать загадку?
Под крышей четыре ножки
На крыше миска да ложка
(Стол)
- Давайте поищем от куда мы будем путешествовать.
Дети и воспитатель
- Ура! Нашли.
- Посмотрите в план, куда же нам надо двигаться дальше?
- План показывает, что дальше нам надо двигаться по стрелке до домика с белой расписной крышей в село Дымково, на пути встречается речка Гжель, затем к домику с голубой крышей - в село Гжель, а вот и страна игрушек.
Воспитатель
- Садитесь, поехали.
«Мы поедем на лошадке По дорожке ровной, гладкой Но – но, но – но Ты вези нас далеко».
(Дети едут на «лошадках». Доезжают до белого расписного домика, в котором спрятана народная игрушка дымковская барышня)
Воспитатель
- Вот доехали, первая остановка, село Дымково. - Поставьте своих коней в стойло, пусть они отдохнут и поедят.
Воспитатель
- А кто знает почему это село назвали Дымково?
Дети (ответы)
Воспитатель
- Зимой, когда в домах топятся печки, и летом в пасмурные дни, и когда на улице туман, всё село как будто в дымке. Оттого и прозвали это село Дымково
Воспитатель
- Давайте посмотрим, кто же живёт в этом домике? (дети вместе с воспитателем заглядывают в дом). Посмотрите какая красавица нас встречает. Это Дымковская барышня.
Воспитатель
- А кто знает, кто такая барышня?
Дети
Ответы
Воспитатель
Это девица – краса, тугая чёрная коса,
Щёки алые горят, удивительный наряд!
Сидит кокошник горделиво…Наша барышня красива
- В селе Дымково барышней называли девушку, молодую женщину.
- Нравится вам Дымковская барышня?
Дети
- Да, нравиться
Воспитатель
- А как вы думаете? Из какого материала она сделана?
Дети
- Из глины
Воспитатель
- Эта игрушка сделана русскими мастерами из глины. Рядом с селом Дымково было очень много красной глины, люди увидев её, стали лепить фигурки людей, животных. Они верили в то, что эти игрушки принесут в дом счастье и добро. Они заметили, что детям нравятся свистульки из глины, которые пели на разные голоса, фигурки домашних животных, дети играли с этими игрушками, но игрушки быстро разбивались потому, что были не прочные. Игрушки и сейчас делают в селе Дымково, но уже не играют с ними, а любуются ими.
Воспитатель
- Посмотрите какими узорами украшена игрушка?
Дети
- Кругами, овалами, линиями, точками, геометрическими фигурами.
Воспитатель
- Какие цвета использовали мастера – умельцы, которые изготовили игрушку?
Дети
- Красный, жёлтый, синий, зелёный.
Воспитатель
- Понравилась она вам?
- Молодцы ребята всё рассмотрели. Давайте станцуем с такой дымковской красавицей танец
Звучит русская народная музыка «Барыня»
(Дети танцуют)
Воспитатель
- пора нам отправляться в путь дальше. Давайте возьмём нашу дымковскую барышню с собой в страну игрушек, но она ведь очень хрупкая. Куда же нам её положить?
Дети
ответы
Воспитатель
- Подождите, в моём рюкзаке много разных интересных вещей (достает коробку)
- Положим в коробочку.
- Где же наш план? А вот он где? Давайте посмотрим куда нам двигаться дальше?
Дети
- Стрелка показывает, что надо двигаться к домику с белой крышей и синими узорами
Воспитатель
- Садитесь на коней поскачем дальше.
«Мы поедем на лошадке По дорожке ровной, гладкой Но – но, но – но Ты вези нас далеко».
Воспитатель
- Пру, стойте впереди преграда, что это?
Дети
- ткань, речка, полотенце, дорога
Воспитатель
- Вы послушайте и догадайтесь, а я вам спою
Ходят кони над рекою
Ищут кони водопою
К речке подойдут
И напьются тут
Воспитатель
- Догадались, что за преграда у нас на пути?
Дети
- Речка
Воспитатель
- ребята, эту речку называют Гжелка
- Как же нам эту реку перейти?
Дети
- найти мост, переплыть, перескочить
Воспитатель
- А вы знаете, что лошади умеют плавать? Давайте переплывём реку
Воспитатель
- Вот мы и переплыли реку, оставьте своих коней отдыхать.
- Интересно кто в этом доме живёт? (Заглядывают внутрь домика). Да здесь тоже барышня, только она в образе кого?
Дети
- Козочки
Воспитатель
- Посмотрите из чего сделана козочка? Кто знает?
Дети
- Она сделана из фарфора.
Воспитатель
- Фарфор – это особая смесь разных материалов, можно сказать, что это особая глина
Воспитатель
- Ребята, эта игрушка сделана в селе под названием Гжель, в этом селе умельцы нашли белую глину и стали лепить из неё посуду, игрушки, фигурки животных. Посмотрите какими узорами они украшали свои изделия.
Дети
- Голубые цветы, точки, капли…
Воспитатель
- Узор на всех изделиях выполнен синей и голубой краской. Откуда взялся этот цвет - я вам сейчас расскажу сказку – легенду.
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать бельё на речку. А в речке небо отражается. Река синяя и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили мастера, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда стали они расписывать свои изделия всеми оттенками синего цвета. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.» Позднее мастера стали делать игрушки, но не для игр детей, а для красоты. Они ставили расписные фигурки на стол, на полку и любовались ими. И по сей день мастера – умельцы в селе Гжель делают игрушки и украшают их голубыми и синими узорами.
Воспитатель
- Давайте возьмём «козочку», с нами в страну игрушек?
Дети
- Давайте.
Воспитатель
- Посмотрим, куда дальше поедем? (Смотрим план). До страны игрушек и рукой подать.
- Садитесь на лошадей. Поехали.
Воспитатель
- Вот мы и добрались до страны народной игрушки. Ставьте лошадей в стойло. - Давайте достанем и наши игрушки.
- Ребята, где мы побывали, в каком селе (Дымково, Гжель)
- Посмотрите, как мастера украсили Дымковские и Гжельские игрушки, но трогать мы их не будем, так как они очень хрупкие
- А хотите стать такими же умельцами и сами украшать народные игрушки?
- У меня есть кукла, но платье у неё не украшено помогите украсить его узорами. У меня есть элементы узоров. (украшают платье).
- Догадались какими узорами вы сейчас украсим платье девицы красавицы?
- Молодцы, какая кукла у нас получилась красивая и платье украшено дымковской росписью.
- Понравилось вам наше путешествие в страну народной игрушки?
- Садитесь на коней поедем в обратный путь, где вы расскажите своим друзьям, где побывали и что нового узнали.
- Вот мы и вернулись обратно, а что бы вы запомнили наше путешествие, я хочу вам подарить сувениры, которые вы можете разукрасить элементами Дымковской и Гжельской росписи.