Татьяна Чубарь
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Ай, да картошечка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа детский сад Истоки г. о. Самары
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
«Познавательное развитие»
Тема: «Ай, да картошечка!»
в старшей группе МБОУ Истоки г. о. Самары
Воспитатели:
Кульчевич Е. А.
Чубарь Т. А.
Возрастная группа старшая
Тема НОД: «Ай, да картошечка!» (Познавательное развитие.)
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию „Ай, да картошечка!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Цель: Ознакомление детей с назначением картофеля как культурного растения и его значении в жизни людей.
Задачи:
Образовательная :
Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
Развивающая :
Развивать способности к поисковой деятельности : выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.
Воспитательная:
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Интеграция: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, двигательная.
Методы и приемы: игровой, практический, словесный, наглядный.
Место проведения: группа
Оборудование и материалы:
Клубни картофеля, карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней, терка. Дидактическая игра: «Картофель». Крахмал, лупа. Полотенце и фартук для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок. Чтение сказки «Эта забавная картошка». Изготовление картофельных куколок, конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина»; наблюдения на огороде.
Ход НОД:
Воспитатель вносит в группу шкатулку и спрашивает: «Ребята, чья это такая красивая шкатулка? (Дети в недоумении, никто не знает, чья шкатулка) Ой смотрите, а к ней прикреплена записка, давайте ее прочитаем».
Воспитатель читает записку:
«Друзья, здесь лежит продукт для вас,
Который скажет вам сейчас
О том какой он не простой,
О том, как вкусно кормит нас!
Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ? (ответы детей)
Воспитатель: -Правильно, о картошке.
За дверью раздается плачь. В группу входит пират с сундуком.
Пират: Аааа, обманули, клада нет!
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите кто это? Пират что у тебя случилось?
Пират: Ааа, обманули! Я нашел клад, а там вот…. Камни!
Воспитатель: Ребята разве это камни?
Дети: Нет! Это картошка.
Пират: Картошка? А что это?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Пирату что такое картошка.
Пират: Ой, я с удовольствием послушаю.
Воспитатель читает стихотворение:
«В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне,-
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе.
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище….
Многое должны узнать
И уже пора начать…»
Далее воспитатель рассказывает детям и пирату историю возникновения картофеля на Руси, о том, как сначала использовали картошку и как крестьянам пришла мысль печь картофель.
Воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом «Отгадай загадку» : (воспитатель загадывает загадку и бросает мяч ребенок должен отгадать и одновременно поймать мяч)
1. Вот соль тебе,
Вот хлеб и ложка –
Сварилась к ужину …. (картошка)
2. Что копали из земли,
Жарили, варили. Что в золе мы испекли, Ели и хвалили…. (картошку)
3. И зелён и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом (картошка)
4. Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» Это чудо плод….(картошка)Её едим мы круглый год. Пюре, супы, салат, окрошка –Везде присутствует (картошка)
Воспитатель предлагает детям рассказать пословицы и поговорки о картофеле.
1. Картошка да каша – еда наша.
2. Ешь картошку и хлеб — проживешь до-ста лет
3. Проголодаешься – картофель посадить догадаешься
4. Картошка — второй хлеб.
Физминутка: «Собери урожай».
Пиратзнак: Встаньте свободно, чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.
Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете, как растёт картофельный куст.
Ветер сильный дует — качайте вытянутыми в стороны руками.
И грохочет гром — потопаем ногами.
А картофелю это нипочём.
Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся вверх.
Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.
Воспитатель: -Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.
Воспитатель предлагает детям взять в руки картофель и рассмотреть его.
Вопросы: Какого цвета картофель?
А какой он формы?
Какой на ощупь? Опасен ли зеленый картофель? (ответы детей)
Далее воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Картофель» (этапы роста растения).
Дети по схемам собирают этапы роста картофеля : начиная с посадки клубня, появления ростка, цветения и сбора урожая.
Пират: ох, что-то я утомился, аж в горле пересохло.
Воспитатель предлагает пирату кисель.
Пират: ой, а что это у вас такая густая вода?
Воспитатель предлагает детям и пирату пройти в лабораторию.
Сделать воду густой нам помогает картофель, а точнее крахмал.
Воспитатель предлагает детям потрогать крахмал.
Пират: А как получается из картошки крахмал?
Воспитатель и дети натирают картофелину на тёрке, кладут в марлю и отжимают сок в тёмную керамическую тарелку. Через некоторое время рассматривают загустевший сок – появился крахмал.
Натертую картофельную кашицу размешивают в воде и отстаивают.
Результат: вода стала беловатой, мутной;
Почему вода стала мутной, что придает ей такой цвет? Далее дети делают выводы о том, из чего состоит картофель, о его пользе и о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.
Пират: Вот это да, как много можно сделать с картофелем!
Воспитатель: А еще с помощью картофеля можно рисовать. Ребята давайте сделаем пирату картину в подарок.
С помощью штампов из картошки дети делают картину.
Воспитатель: Ну что, пират, ты понял, что нашел не просто камни, а очень даже ценный клад.
Пират: Да, спасибо вам ребята, что так много мне рассказали о картошке. Теперь я понимаю, что это настоящий клад. Пойду всем расскажу.
Воспитатель: Дети вам понравилось наше занятие (ответы детей)