Ольга Бердова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Зимний букварь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать первичные представления об объектах животного мира, об особенностях природы.
Задачи: закрепить знания детей об образе жизни диких животных зимой (лиса, заяц, волк, медведь, еж); научить различать следы животных; вызвать желание заботиться о зимующих птицах; воспитать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: Игрушки животных; искусственные елки, деревья; подделки птиц; кормушки; корм для птиц, животных; письма от осени, зимы; материал для нетрадиционного рисования (нитки, трубочки, бумажные платочки, белая гуашь, тонированные в голубой цвет листы бумаги, аудиозапись музыки Чайковского «Времена года», изображение следов животных и птиц.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста „Зимний букварь“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: Заучивание стихов о бережном отношении к природе, знакомство с образом жизни животных и птиц зимой, рассматривание следов птиц и животных, изготовление кормушек, лепка на тему «Воробушки», знакомство с нетрадиционными методами рисования.
Ход НОД:
Группа оформлена в виде зимнего леса.
Воспитатель собирает детей вокруг себя, в это время раздается стук в дверь, почтальон приносит два письма, одно желтое, другое синее. Воспитатель предлагает детям прочитать их. Открывает первое желтое письмо: достает от туда желтые листья.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что в конверте (показывает желтые листья). Как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (осень). Правильно, ребята. Осень прощается с вами до следующего года и принесла вам в подарок вот эти красивые осенние листочки. Ребята, а что же в другом конверте, давайте посмотрим (открывает и достает снежинки) Кто же мог прислать нам это письмо? (ответы детей) Ребята, а какое сейчас время года? (зима) Верно, наступила зима. А как вы думаете природа готовится к смене времени года? (ответы детей) А как она готовится к зиме? (ответы детей) Ребята, а в конверте еще есть приглашение в зимний лес. Что мы возьмем с собой? (ответы детей) А как надо вести себя в лесу? (ответы детей)
Звучит музыка, дети закрывают глаза, в это время убираются ширмы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как красиво вокруг, какая тишина, как -будто все живое вокруг заснуло. А что это за знаки под деревьями? (следы животных).
Воспитатель: дети, кто же спрятался под этим деревом?
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы. (заяц)
Воспитатель: Правильно, это зайчик. Что мы ему оставим в подарок? (морковь, капусту) Ребята, а чем он питается в зимнем лесу? (корой деревьев) А как зайчик готовится к зиме? (меняет мех) А для чего он меняет серую. Окраску на белую (чтобы быть незаметным на снегу).
Дети идут к следующему дереву.
Воспитатель: Ребята, это чьи следы?
Серый, зубастый
По угодьям рыщет
Кого съесть ищет? (волк)
Воспитатель: Правильно, это волк. А как он готовится к зиме (меняет мех) Чем волк питается? (ответы) А как еще называют волка? (санитар леса) А почему его так называют? (ответы детей) Правильно, ребята, потому что волк уничтожает слабых и больных животных.
Воспитатель: А это кто оставил следы на снегу?
Рыжая плутовка,
Хитрая головка,
Хвост пушистый краса,
А зовут ее …. (лиса)
Правильно, ребята, это здесь пробежала лисичка. А чем же она питается зимой (ответы). (мышатами, зайчиками). А как называется способ охоты за мышатами (мышкует).
Воспитатель: Правильно, ребята лиса даже под снегом слышит, где находятся мыши. А как вы думаете, модно ли лису назвать «санитаром» леса? (да) Верно, ребята, лисичка тоже уничтожает слабых и больных животных.
Воспитатель: А это чьи следы?
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
Правильно, здесь пробежала белочка. Ребята, а какое угощенье мы оставим белочке (орешки, шишки) А как белочка готовится к зиме? (меняет мех, запасает корм).
Воспитатель: А это что еще за сугроб такой большой? Следов нет? Кто здесь спрятался?
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (медведь)
Правильно, ребята, здесь спит медведь. А как он готовится к зиме? (запасает под кожей жир, строит берлогу, впадает в спячку) А можно тревожить медведя в берлоге? (нет) А почему? (ответы детей) Правильно, ребята, медведя нельзя будить, потому что он становится очень злым. А как называют медведя, который проснулся зимой и бродит по лесу? (шатун). Поэтому нельзя шуметь в зимнем лесу, а то разбудим медведя.
Воспитатель: Посмотрите дети, а рядом маленький сугроб. Кто здесь спрятался?
Не елка, а с колючками? (ежик)
Правильно, ёж тоже зимой впадает в спячку до самой весны.
Дети проходят дальше.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а тут еще есть следы на снегу. Кто их оставил? (птицы) Да это же наши воробушки сидят дружной стайкой на дереве. Давайте мы с вами развесим по лесу кормушки, которые сделали и на сыпем корм для птиц. (дети развешивают на деревья кормушки, насыпают корм). Ребята, а как называются псицы, которые остались зимовать с нами (зимующие). А каких еще зимующих птиц вы знаете? (ответы) А для чего надо заботиться о птицах (ответы) Дети, а обо всей природе надо заботиться, беречь ее? (да) Почему? (ответы детей). Ребята, а вы хотите, чтобы наша природа была красивой? (да) Давайте вспомним стихотворение о том, как надо относится к природе, окружающей нас.
Дети читают по две строчки стихотворения Е. Коргоновой.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.
Воспитатель: Молодцы ребята, понравилось вам в зимнем лесу? (Да) Кого мы здесь встретили? (ответы) Спасибо зиме за приглашение. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Звучит музыка, дети проходят за ширмы.
Воспитатель: Ребята, в лесу вся земля, деревья покрыты снегом. А у нас в детском саду даже на окнах нет морозных узоров. Наверное, зима не успела их разрисовать. Давайте поможем зиме? (ответы)
Воспитатель предлагает подойти к стойкам и кто чем хочет (тампонами, тычками, трубочками, нитками) нарисовать морозные узоры.