Елена Аверьянова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей шести лет «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
Задачи:
• Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок.
• Развивать умение узнавать сказки по характерным признакам.
• Формировать умение выражать эмоциональное состояние героев сказок.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей шести лет „По дорогам сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Оборудование: элементы костюма: кокошник, платок, фартук, разрезные картинки по сказкам, иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка», иллюстрация к сказке С. Я. Маршака «Кошкин дом», иллюстрация к сказке «Три медведя», медали по числу детей, альбом, листы бумаги, смайлики на каждого ребёнка, карандаши.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает это волшебное слова «Здравствуйте»?
Дети: Когда мы здороваемся, мы желаем людям здоровья.
Психогимнастика «Здравствуйте».
Воспитатель: Здравствуйте ножки!
Дети: Здрав – ствуй – те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог).
Воспитатель: Здравствуйте ладошки!
Дети: Здрав – ствуй – те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).
Воспитатель: Здравствуйте щёчки!
Дети: Здрав – ствуй – те! (Повороты головой вправо, влево).
Воспитатель: Здравствуйте губки!
Дети: Здрав – ствуй – те! (Воздушный поцелуй друг другу).
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие по дорогам сказок. Хотите ли вы встретиться со сказкой? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие? Ответы детей.
Воспитатель: Тогда отправиться в путешествие, а вот на чем вы отгадайте.
Загадка:
В любое место он вас донесёт
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вы с чудесами
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный?
Дети: Ковёр - самолёт.
Воспитатель: Молодцы, отгадали, садитесь на ковёр – самолёт. Он донесёт нас в страну сказок.
1, 2, 3 взлетаем, глазки все мы закрываем
Мы летим в страну чудес,
Мимо голубых небес.
1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать.
(воспитатель в это время перевоплощается в сказочницу при помощи элементов костюма: кокошник, платок, фартук).
Сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? Сегодня мы встретимся с добрыми сказками. Но в моей сказочной стране случилась беда. Злой волшебник перепутал все сказки, может вы поможете мне их расколдовать?
Дети: Да, поможем.
1 задание: «Собери картинку и расскажи о ней».
Нам нужно собрать картинку из частей и узнать, какая изображена сказка. (На столе для детей лежат конверты, в них разрезные картинки, на которых изображены иллюстрации к сказкам. Дети собирают картинку и рассказывают, какая сказка изображена на картинке).
2 задание: Отгадайте сказку по загадке.
«Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца» (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
«Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт» (Федорино горе)
«А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но пришла беда нежданно
Этот дом сгорел дотла!» (Кошкин дом)
«Носик круглый пятачком —
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?» (Три поросёнка)
3 задание: Отгадайте сказку по отрывку.
Надо отгадать из какой сказки этот отрывок (воспитатель читает любой отрывок из сказки «Гуси – лебеди»).
4 задание: «Доскажи словечко» (воспитатель читает отрывки из сказок, а дети договаривают слова)
Кто любил играть и петь?
Два мышонка - Круть и. (Верть).
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу. (ходил?
Намелил муки мешок?
Это -. (Петя - петушок).
Пирогов напёк он много
И спросил друзей от строго:
- Что вы делали, мышата,
От рассвета до. (заката?
Веселились целый день,
Вам работать было. (лень!
А теперь за стол садитесь.
Подаёте голосок,
Нет, сначала потрудитесь
И прочтите «.» (Колосок).
Жили-были семь ребят -
Белых маленьких. (козлят).
Мама их любила,
Молочком. (поила).
Тут зубами щёлк да щёлк,
Появился серый. (волк).
Шкуру белую надел,
Нежным голосом. (запел).
Как коза запел тот зверь:
- Отоприте, детки,. (дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам. (принесла).
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
". и.. " (Волк и семеро козлят).
Пальчиковая игра «Зимовье зверей»
Звери однажды избу срубили (ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой);
Печь в ней сложили и счастливо были (ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки).
Узнали про это волк и медведь (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них);
Им захотелось хозяев всех съесть (с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням).
Тихонько к зимовью они подошли
Дверь приоткрыли и в сени вошли (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них);
Голосом страшным заблеял баран (при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы);
Петух кукарекал (большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу);
Бык в бок забодал (соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими);
Кот с печки зафыркал (шевелить прямыми пальцами без напряжения);
Ну а свинья хрюкала с визгом:
- Здесь хата моя (при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы);
Волк с перепугу выскочил прочь.
Медведь за ним следом бежали всю ночь (шевелить прямыми пальцами без напряжения;
С тех пор уж к зимовью они не ходили (прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак);
А звери в избушке счастливо жили (ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки).
Упражнения для выражения эмоциональных состояний.
Лиса и заяц. Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке «Заюшкина избушка», предлагает детям показать, как лиса просилась в домик, как выгнала зайчика, как пугала всех зверей, а потом сама испугалась.
Та же сказка: показать эмоциональные переживания зайчика.
Тетя Кошка. Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке С. Я. Маршака «Кошкин дом». Кошка весела, любезна с гостями, надменна с племянниками, жалкая после пожара, виноватая, а затем счастливая, заботливая по отношению к котятам.
Требуется показать выражение мордочки кошки в каждом эпизоде.
Маша и медведи. Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке «Три медведя» просит показать выражение лица Маши. Сначала она веселая — пошла в лес с подружками. Заблудилась — растерялась. Попала в из-бушку — стало любопытно. Пришли медведи — испугалась. Прибежала домой — счастлива.
Сказочница: Вы все такие молодцы, спасибо, что помогли мне расколдовать мои сказки, большое вам спасибо. И за это я хочу наградить вас медалями за ваше доброе сердце и подарить вам альбом и карандаши. Ну а теперь вам пора возвращаться, садитесь на ковёр – самолёт, он отвезёт вас в свою группу.
1, 2, 3 взлетаем, снова глазки закрываем.
1, 2, 3, 4, 5 вот и в группе мы опять,
можно глазки открывать (во время проговаривания этих слов воспитатель снимает костюм сказочницы).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать вашего любимого героя сказки. (Дети рисуют, по окончанию рисования рассказывают: кого они нарисовали, из какой сказки этот герой, какой он по характеру. Рисунки вывешиваются в уголок творчества.)
Воспитатель: Ребята, а ещё у меня есть смайлики (показываю, если вам было интересно нарисуйте улыбку, а если вы скучали – грустное лицо (дети рисуют). Я вижу, что у вас получились радостные улыбки. Спасибо. Вы все молодцы. Давайте эти улыбки подарим друг другу.